X-20 Dyna-Soar

Толчком к началу работ над ускорением реализаций различных концепций пилотируемых космических кораблей послужило отставание США от СССР в начавшейся 4 октября 1957 года космической гонки. Вернее даже не отставание как таковое, а боязнь того, что и первый пилотируемый полет, после триумфального запуска спутника, тоже будет осуществлен в СССР. Меньше чем через неделю после этого события, 10 октября 1957 года Командование научно-исследовательских работ ВВС (Air Research and Development Command) приняло решение объединить работы по двум разрабатываемым разными фирмами военным проектам: Brass Bell, ROcket BOmber (RoBo) и работами по плану HYWARDS (Hypersonic Weapons Research and Development Supporting System) в один план, получивший название System 464L, Dyna-Soar (сокращение от слов Dynamic Soaring - динамическое планирование). Это был план работ, состоявший из трех этапов, на каждом из которых предполагалось достижение своих целей. Первым и вторым этапом планировалось осуществление суборбитальных полетов, третий этап предусматривал создание полноценного орбитального комплекса. 
 
Очень подробный рассказ об истории создании проекта, его эволюции и описание хода работ дано на сайте Buran.ru. Здесь же будет дана лишь самая общая информация.
 
В декабре 1957 года был объявлен конкурс на разработку данной концепции. В марте - апреле 1958 года было рассмотрено 9 различных предложений. Для продолжения работ 16 июля 1958 года были выбраны два проекта. Один, предложенный компаниями Boeing/Vought,  предусматривал одноместный ракетоплан массой около 3 тонн запускаемый с помощью нескольких двигателей МБР Minuteman. Другой, предложенный компаниями Martin/Bell, предусматривал создание двухместного ракетоплана массой около 6 тонн, запускаемого с помощью МБР Titan. В течение полутора лет планы работ, назначение аппарата, средства выведения и прочие составляющие проекта постоянно пересматривалось на различных конференциях в связи с постоянно меняющимися требованиям различных военных ведомств. Наконец, к концу 1959 года решение было принято. 9 декабря 1959 года группа компаний Boeing/Vought была объявлена победителем конкурса. В начале 1960 года ВВС США подписало заказ на закупки десять аппаратов Dyna-Soar и даже присвоило им серийные номера.
 
По предварительным планам на начало 1961 года предполагалось осуществление нескольких десятков испытаний при сбрасывании с самолета-носителя, затем 12 пилотируемых полетов по суборбитальной траектории (первый мог состояться в апреле 1964 года), а затем уже планировался переход к орбитальным полетам. К этому моменту сам космоплан представлялся как аппарат весом 5 167 кг, длинной 10,77 метров и размахом крыльев 6,22 метра. Масса выводимого на орбиту полезного груза составляла 450 кг. Для орбитального полета планировалось использовать РН Titan III C. Запуск предполагалось производить с мыса Канаверал, а посадку - на дно одного из высохших соляных озер в районе базы ВВС Эдвардс в Калифорнии.
Нажать для увеличения

На суборбитальную траекторию он должен был запускаться МБР Titan II. Трасса предполагаемых полетов проходила над акваторией Мексиканского залива и побережьем Южной Америки. В качестве посадочных зон во время суборбитальных полетов были выбраны (в зависимости от дальности полета) четыре точки: остров Эльютера (El Euthera) на Багамах, база ВВС США Рэми (Ramey AFB) на острове Пуэрто-Рико, остров Барбадос (Barbados) и аэродром Форталеза (Fortaleza) в Бразилии.

 
Еще в апреле 1960 года в обстановке строгой секретности из 10 человек, прошедших медицинское обследование,  было отобрано семь астронавтов для подготовки к суборбитальным полетам, и участия в отработке различных элементов управления и посадки. Ими стали:
 
В связи с тем, что сроки начала полетов по этой программе понемногу сдвигались, летом 1962 года два летчика-испытателя НАСА, Нейл Армстронг (перешел в отряд астронавтов НАСА) и Уильям Дана (продолжил карьеру летчика-испытателя), ушли из программы. На замену им в группу пилотов был включен еще один летчик ВВС США. Таким образом, когда 20 сентября 1962 года ВВС США официально объявили о создании группы астронавтов, она состояла из 6 человек (5-х военных летчиков и одного гражданского):
 
Тренировки будущих астронавтов проводились на авиабазе Эдвардс, штат Калифорния, на базе корпорации Boeing в Сиэттле, штат Вашингтон, и на авиабазе Райт-Паттерсон, штат Огайо. Летом 1963 года, видя бесперспективность программы, из группы астронавтов ушел Милтон Томпсон, перейдя в группу пилотов Х-15. Остальные астронавты продолжили тренировки.
 
Тем временем по различным причинам Министерство обороны США постепенно теряло интерес к этому проекту. И хотя командование ВВС пыталось отстоять проект, а фирма Boeing успела построить прототип будущего космоплана, 10 декабря 1963 года министр обороны США Роберт Макнамара (Robert McNamara)  официально прекратил все работы по этой программе.
 
Нажать для увеличения

От программы, на которую было потрачено 410 миллионов долларов, остался только единственный построенный макет, находящийся сейчас в Национальном аэрокосмическом музее США (Smithsonian National Air and Space Museum) в Вашингтоне.

Назад

С Ш А

Энциклопедия

Разработка пилотируемой баллистической ракетной системы (Manned Ballistic Rocket Research System), велась с марта 1956 года.