Neil Alden Armstrong

Нейл Олден Армстронг

Количество высотных полетов на X-15          - 7
Максимальная достигнутая высота полета   - 63 246 м

Порядковый номер (космический)   - 24 (13)
Количество полетов                              - 2
Продолжительность полетов - 8 суток 14 часов 00 минут 1 секунда.

Число выходов на поверхность Луны - 1
Продолжительность работ на Луне вне модуля - 2 час 17 минут 44 секунды

Статус - летчик-испытатель, астронавт НАСА.
Первый человек, ступивший на поверхность Луны.

Дата и место рождения:
Родился 5 августа 1930 года в городе Вапаконета (Wapakoneta), штат Огайо.
 
Дата и причина смерти:
Скончался 25 августа 2012 года, от осложнений после проведенной 7 августа операции по коронарному шунтированию. 14 сентября 2012 года его прах развеян над водами Атлантики с борта ракетного крейсера Phillipine Sea.
 
Образование и научные звания:
В 1947 году окончил среднюю школу верхней ступени (High School) в городе Вапаконета. Во время учебы в старших классах проходил подготовку в городской авиашколе WFS.
Поступил в Университет Пердью (Purdue University), который закончил в 1955 году, получил степень бакалавра наук по авиационной технике.
Вернувшись в США после Корейской войны, Армстронг получил степень магистра наук по аэрокосмической технике в университете Южной Калифорнии (University of Southern California).
 
Профессиональная деятельность:
С 14-и лет работал курьером на фармацевтическом заводе в городе Вапаконета.
В 1955 году пришел на работу в Лабораторию двигательных установок ЛА им. Льюиса (Flight Propulsion Laboratory). А через год, в 1956 году перешел на работу в принадлежавшую НАСА Станцию изучения высокоскоростных полетов (High-Speed Flight Station) на базе ВВС Эдвардс (Edwards AFB) в Калифорнии, которая называется сейчас Летно-исследовательским центром им. Драйдена (Dryden Flight Research Center). Занимался испытанием самолетов F-100A и F-100C, а так же F-101, и F-104A.
Принимал участие в испытаниях опытных и экспериментальных самолетов F-100A и F-100C, F-101, F-104A, X-1B, X-5, F-105, F-106, B-47, KC-135.
В 1969 - 1971 годах - заместитель начальника отдела аэронавтики в НАСА. В августе 1974 года уволился из НАСА и активно занялся частным бизнесом.
С августа 1971 по 1979 год работал профессором механики в Университете Цинциннати (University of Cincinnati).
В 1980 - 1982 годах работал председателем совета директоров компании Cardwell International, Ltd в городе Ливан (Lebanon), штат Огайо. В 1982 - 1992 годах он был председателем компании Computing Technologies for Aviation, Inc., в городе Шарлотсвилл (Charlottesville), штат Вирджиния. Одновременно с этим, с 1981 по 1999 год работал в совете директоров компании Eaton Corp.
В 1986 году был заместителем председателя комиссии, расследовавшей причины катастрофы шаттла Challenger и выработкой рекомендаций по возобновлению полетов.
В 2000 году избран председателем совета директоров компании EDO Corp, которая производит электронику и различные приборы для аэрокосмической и оборонной промышленности.
 
Воинская служба:
В 1949 году прервал свое обучение в Университете, и был призван на активную службу в ВВС США. В 1950 году он был направлен в Корею, где принимал участие в боевых действиях на самолете F9F-2 с авианосца U.S.S. Essex и выполнил 78 боевых вылетов. Ушел с активной службы в 1952 году.
 
Космическая подготовка:
В июне 1958 года был выбран для подготовки в качестве астронавта в рамках реализации командованием ВВС программы MISS (Man In Space Soonest), что можно перевести как «Человек в космосе как можно быстрее». Однако после того, как в августе 1958 года все работы по первому пилотируемому полету были отданы НАСА, программа была свернута.
 
Нажать для увеличения

В октябре 1958 года был включен в группу летчиков, которые готовились к полетам на экспериментальном ракетном самолете Х-15. В период с 30 ноября 1960 по 26 июля 1962 года выполнил в общей сложности 7 полетов на Х-15. Ни в одном из этих полетов ему не удалось превысить высоту в 50 миль, считавшуюся в ВВС США границей космоса. Наибольшая высота, которую он смог достичь, составляла 63 246 м, и произошло это во время его 6-го полета 20 апреля 1962 года.

 
В апреле 1960 года был включен в секретную группу из 7 астронавтов по военной программе Х-20 Dyna-Soar. Занимался отработкой посадочных операций Х-20 на специально оборудованных самолетах-тренажерах F-102A и F5D. Однако летом 1962 года, видя бесперспективность данной программы и рассчитывая продолжить карьеру астронавта в НАСА, ушел из группы пилотов Х-20.
 
В сентябре 1962 года был зачислен во 2-й набор астронавтов НАСА, пройдя отбор из 250 кандидатов. Прошел подготовку к полетам по программам Gemini и Apollo.
 
Первый полет
Нажать для увеличения С 16 по 17 марта 1966 года в качестве командира корабля Gemini 8.
Из-за аварийного прекращения полета большинство запланированных на Gemini 8 задач остались невыполненными, но основная цель - первая стыковка с беспилотной ракетой Agena - была выполнена успешно.

Продолжительность полета составила 10 часов 41 минута 26 секунд.
Нажать для увеличения
 
Второй полет
Нажать для увеличения С 16 по 24 июля 1969 года в качестве командира корабля Apollo-11.

Продолжительность полета составила 8 суток 3 часа 18 минут 35 секунд.
Нажать для увеличения
 
Нажать для увеличения

20 июля 1969 года Армстронг на глазах миллионов телезрителей, наблюдавших высадку на Луну в прямом эфире, спрыгнул с последней ступени лунного посадочного модуля. «That's one small step for a man, one giant leap for mankind», произнес он. «Это маленький шаг для человека, большой прыжок для человечества» - эта фраза отныне и навсегда вошла в историю космонавтики.

 
На поверхности Луны вне посадочного модуля (LM) оставался 2 часа 17 минут. За это время он прошел по поверхности расстояние около 1 км. На Землю было доставлено более 21 кг лунного грунта.
 
Общественно-политическая деятельность:
Член Консультативного совета НАСА (2005).
Классность:
К моменту ухода из центра Драйдена его налет составлял 2 450 часов на 200 типах ЛА.
 
Награды:
Среди огромного количества наград, заслуженно полученных этим выдающимся человеком, нужно отметить высшие американские награды: Президентская медаль свободы (The Presidential medal of Freedom) и Космическая медаль почёта конгресса США (Congressional Space Medal of Honor).
Среди его наград, полученных за участие в боевых действиях, можно отметить медаль «За воздушные операции» (Air Medal) и две медали «Золотая звезда» (Gold Star).
Его имя внесено в Зал славы американских астронавтов (U.S. Astronaut Hall of Fame).
Награждён Золотой медалью Конгресса США (2009).
Его имя присвоено Летному исследовательскому центру им.Х.Драйдена (Hugh L. Dryden Flight Research Center), который стал называться Лётным исследовательским центром им.Н.Армстронга (Neil A. Armstrong Flight Research Center) (2014).
 
Семейное положение
Жена (бывшая) - Джанет Элизабет Шэрон (Janet Elizabeth Shearon) (1934-21.06.2018), в браке с 28 января 1956 года по 1994 год.
Жена - Кэрол Хелд Найт (Carol Held Knight), 1945 г.р., поженились 12.06.1994 года.
Дети (от первого брака): сыновья Эрик (Eric) и Марк (Mark), а также дочь Карэн (Karen, 1959 - январь 1962).
 
Увлечения
Самолетами и полетами увлекся в 6 лет, когда он впервые увидел авиашоу в городе Уоррен (Warren), штат Огайо. В пятнадцать лет начал брать уроки пилотажа в аэропорту родного города. Для того, чтобы оплатить уроки, ему приходилось наниматься на различную работу в городе и на аэродроме. В 16 лет получил свою первую лицензию пилота-курсанта, еще до того, как окончил среднюю школу и получил водительские права.
 
Слухи и легенды
Такое неординарное событие, как первый в истории полет на Луну не могло не вызвать большого количества легенд, не могло не обрасти слухами и домыслами. Часть из них вполне безобидные, к ним можно отнести рассказы о якобы увиденных Армстронгом на Луне кораблях инопланетян (в другой версии мифа - русских кораблей, что столь же невероятно). Но есть один миф, возникший еще в начале 80-х годов, и до сих пор преподносящийся на различных мусульманских форумах под видом факта.
Суть этого мифа в том, что выйдя на поверхность Луны, Армстронг якобы услышал фразу на неизвестном ему языке. Центр управления в Хьюстоне сообщил ему, что по его каналам никаких передач не было. И вот, уже вернувшись на Землю, и находясь в поездке в Египет, он вновь услышал ту же фразу. Выяснив, что так звучит призыв муэдзина на молитву (Adzan), Армстронг тут же стал мусульманином.
Бредовость этого рассказа сама по себе должна была послужить его могильщиком. Но, так как рассказы на эту тему (с красочными вариациями) встречаются довольно часто, имеет смысл привести здесь выдержку из бюллетеня Госдепартамента США, высланного в адрес всех посольств и консульств стран исламского мира:
  1. Бывший астронавт Нейл Армстронг, в настоящее время занятый в частном бизнесе, стал объектом обсуждения в прессе Египта, Малайзии и Индонезии (возможно и в других странах), в которых ему приписывается принятие ислама во время прилунения в 1969. В результате таких сообщений Нейл Армстронг стал получать сообщения от частных лиц и религиозных организаций и пробный шар (feeler в оригинале) по крайней мере от одного правительства, где говорится о его возможном участии в исламской деятельности.
  2. Отмечая желание Армстронга не обижать никого или показывать неуважение к какой бы то ни было религии, Мр.Армстронг известил Департамент, что данные сообщения о его переходе в ислам не соответствуют действительности.
  3. Если им будут получены сообщения по этой теме, Армстронг сообщает, что он вежливо но твердо уведомит запрашивающую сторону, что он не переходил в ислам, не имеет желания и не планирует путешествовать за море, чтобы принять участие в исламской деятельности.
Комментарии здесь излишни. Можно только предположить, что одним из источников таких слухов явилось то, что в начале 80-х годов Армстронг поселился на своей ферме в Ливане (Lebanon). Но не в государстве на Ближнем Востоке, а в городе в американском штате.
 

Назад

С Ш А

Энциклопедия

Полет на высоту выше 50 миль (80 467 м)