Краткая информация

Нажать для увеличенияХотя название (торговая марка) Virgin Galactic была зарегистрирована британским миллиардером Ричардом Брэнсоном (Richard Branson) еще в 1999 году, настоящим днем рождения компании можно считать 27 сентября 2004 года, когда было объявлено о покупке Ричардом Брэнсоном у компании Mojave Aerospace Ventures лицензии на изготовление пилотируемых суборбитальных кораблей. В соответствии с подписанными соглашениями, компания Scaled Composites, выигравшая соревнования на X-Prize со своим кораблем SpaceShipOne, построит для компании Virgin Galactic пять новых кораблей, известных под условным названием SpaceShipTwo или Virgin SpaceShip (VSS). Первым двум кораблям из этой серии было решено дать название VSS Enterprise и VSS Voyager. Макет кабины будущего корабля был продемонстрирован публике в сентябре 2006 года.

Не смотря на то, что корабль долгое время существовал только в виде макета, продажа билетов (стоимостью около 200 тысяч долларов) на суборбитальные полёты началась практически сразу после образования компании, в конце 2004 года. К осени 2014 года депозит разной величины (в зависимости от очередности полета) внесли около 800 человек. Практически сразу после катастрофы VSS Enterprise 31 октября 2014 года, появилась информация, что 24 потенциальных пассажира отказались от полета, и потребовали возвращения своего взноса.

В октябре 2005 года Ричард Брэнсон начал даже формировать «экипажи» из шести человек для первых 16 полётов своих кораблей. Предполагается, что в этих первых полётах примут участие первые сто клиентов, оплатившие свою «путевку в космос» к апрелю 2005 года.

В феврале 2007 года президент компании Virgin Galactic Уилл Уайтхорн (Will Whitehorn), выступавший в комитете по науке и технологиям британского парламента, сообщил, что NASA готово истратить до 9 миллионов долларов на приобретение билетов для полетов на аппарате SpaceShipTwo. Пассажирами от NASA станут астронавты, проходящие курс общекосмической подготовки, а также специалисты, проводящие эксперименты по микрогравитации. В этом же выступлении он объявил, что первый полёт корабля может состояться в мае 2008 года.

Однако в 2008 году состоялся только первый полёт прототипа самолёта носителя White Knight 2, получившего название VirginMothership (VMS) EVE в чести матери Ричарда Брэнсона Иветты Брэнсон (Evette Branson). В 2009 году полеты носителя (без самого корабля SpaceShipTwo) были продолжены. Вся информация о состоявшихся испытательных полётах приведена в разделе испытательные полёты VMS EVE.

19 июня 2009 года была названа дата первого испытательного полёта корабля SpaceShipTwo - он должен был состояться 7 декабря 2009 года, однако этого не произошло. Вместо этого 7 декабря журналистам впервые был показан построенный ракетоплан VSS Enterprise.

VSS Enterprise во время первого полёта 22 марта 2010 годаТем не менее 3 марта 2010 года исполнительный директор компании Уилл Уайтхорн заявил, что компания Virgin Galactic планирует начать пробные полеты в космос уже в 2011 году. А 22 марта 2010 года состоялся первый испытательный полёт VSS Enterprise продолжительностью 2 часа 54 минуты, во время которого ракетоплан не отделялся от самолета носителя.

 

Катастрофа VSS Enterprise во время полёта 31 октября 2014 года31 октября 2014 года во время четвертого полета ракетоплана VSS Enterprise с включением двигателя произошла катастрофа, во время которой погиб второй пилот Michael Alsbury (Майкл Олсбери), а Peter Siebold (Питер Сиболд) получил травмы при катапультировании. Этот полет должен был стать первым полетом с работой двигателя на новых компонентах топлива - вместо топлива на основе резины (rubber-based propellant) было решено использовать топливную смесь на основе полиамида (plastic-based fuel mix). Согласно сообщению NTSB, ракетоплан разрушился после несанкционированного перевода хвостового оперения в положение торможения во время работы двигателя при наборе высоты.

После этого было решено активизировать достройку второго экземпляра ракетоплана - VSS «Voyager» N202VG, готовность которого на 1 ноября составляла, по разным сообщениям, от 60 до 65%. Возобновить полеты компания предполагала через 6 месяцев - в апреле-мае 2015 года. Однако на проходившем в Колорадо-Спрингс в апреле 2015 года ежегодном Космическом симпозиуме глава компании Джордж Уайтсайд заявил, что новый космический корабль компании Virgin Galactic будет достроен и испытан до конца текущего (2015) года. Но уже 30 апреля 2015 года в интервью изданию Las Cruces Sun-News главный руководитель программ (Senior Program Manager) компании Virgin Galactic Марк Батлер (Mark Butler) сообщил, что испытания начнутся в конце 2016 года.

10 февраля 2016 года главный руководитель проекта (Senior Program Manager) компании Virgin Galactic во время выступления в штате Нью-Мексико (New Mexico) сообщил, что испытания второго экземпляра ракетоплана начнутся вскоре после его представления публике, намеченном на 19 февраля. При этом часть испытаний планируется проводить не в пустыне Мохаве, а в штате Нью-Мексико, на космодроме «Америка» (Spaceport America). Первые же полеты с туристами должны состояться в 2018 году.

19 февраля 2016 года из ангара был выкачен и представлен журналистам и клиентам компании второй экземпляр ракетоплана, получивший название VSS «Unity» (а не «Voyager», как предполагалось ранее). Название корабля было официально озвучено британским физиком Стивеном Хокингом (Stephen Hawking). первый полет корабля без отделения от самолета-носителя WhiteKnightTwo состоялся 8 сентября 2016 года, первый полет с отделением от корабля (без включения двигателя) - 3 декабря 2016 года, с включением двигателя - 5 апреля 2018 года.

13 декабря 2018 года, спустя 14 лет после начала работ, состоялся полет, который с некоторыми оговорками может быть признан космическим. Ракетопан VSS «Unity», пилотами которого были Марк Стакки и Фредерик Стёркоу впервые преодолел «нижнюю» границу космоса, достигнув высоты 82,7 км. Несмотря на то, что официально по состоянию на конец 2018 года границей космоса является т.н. линия Кармана, составляющая 100 км, Федеральное управление гражданской авиации США (Federal Aviation Administration) в тот же день объявило, что вручит пилотам крылья гражданских астронавтов (Commercial Astronaut Wings).

7 февраля 2019 года Ричард Брэнсон заявил в интервью агентству AFP в Музее авиации и космонавтики в Вашингтоне (Air and Space Museum), что собирается сам отправиться в космосе в ближайшие 4 или 5 месяцев. По его словам, он хотел бы, чтобы такой полет состоялся в 50-ю годовщину первой пилотируемой посадки на Луну, то есть 20 июля 2019 года. Впервые в практике Virgin Galactic в этом интервью была названа и дата следующего испытательного полета - 20 февраля 2019 года. Правда, по словам Брэнсона, погодные условия могут заставить перенести полет на несколько дней. Что и произошло - полет, получивший обозначение VF-01, состоялся 22 февраля. Ну а полет самого Брэнсона в 2019 году вообще не состоялся, что, впрочем, не удивительно.

 

Назад

Суборбитальные полёты

Энциклопедия