США

Joseph William Kittinger, Jr.

Нажать для увеличения

Джозеф Уильям Киттенджер, мл.

Стратонавт, участник проектов Manhigh, Excelsior и Stargazer

Дата и место рождения:
Родился 27 июля 1928 года в городе Тампа (Tampa), штат Флорида, однако в официальных документах местом рождения назван город Орландо (Orlando), штат Флорида.
 
Дата смерти:
Скончался 9 декабря 2022 года.
 
Образование и научные звания:
Окончил среднюю школу (Bolles School) в городе Джексонвилл (Jacksonville) во Флориде.
В течение полутора лет учился в Университете Флориды (University of Florida), после чего выбрал военную карьеру.
 
Профессиональная деятельность:
В 1976 году был руководителем полёта (flight operations director) во время попытки Эда Йоста (Ed Yost) пересечь Атлантический океан на воздушном шаре Silver Fox.
С 1978 года работал инженером в компании Martin Marietta Aerospace.
В течение 14 лет был вице-президентом воздушного цирка Рози О'Грейди (Rosie O’Grady Flying Circus), занимался управлением и организацией полётов воздушных шаров, наполненных теплым воздухом, в Орландо во Флориде (Orlando, Florida).
 
Воинская служба:
В марте 1949 года поступил на службу в ВВС США и был направлен в школу подготовки лётчиков (Air Force aviation school). По её окончании был направлен в Германию, где служил в 86-м истребительно-бомбардировочном крыле (86th Fighter-Bomber Wing) на авиабазе Рамштайн (Ramstein AFB). Занимался также испытанием новых экспериментальных самолётов.
В 1953 году был переведен на службу в Отдел лётных испытаний (Fighter Test Division) Центра разработки ракетного вооружения ВВС (Missile Development) на базе ВВС США Холломан (Holloman Air Force Base), расположенной возле города Аламогордо (Alamogordo) в штате Нью-Мексико (New Mexico). Здесь он служил офицером по безопасности полётов (flying safety officer), был инструктором по выживанию и методам катапультирования.
В 1954 году в качестве пилота самолёта сопровождения Т-33 принимал участие в проведении испытания систем безопасности для летчиков-испытателей, во время которого испытатель Джон Стапп (John Stapp) на рельсовой тележке с реактивным двигателем за 5 секунд скорость 632 мили в час. Позднее принимал участие в проекте MAN HIGH в качестве основного пилота.
В 1958 году был назначен руководителем Отделения систем катапультирования (Escape Section) в Аэромедицинской лаборатории (Aerospace Medical Research Laboratories) Отделения разработки авиационной техники (Air Development Division) на базе ВВС Райт-Паттерсон (Wright-Patterson AFB). Был главным летчиком-испытателем проекта EXCELSIOR (проведения парашютных прыжков из стратосферы).
Принимал участие в боевых действиях во время войны во Вьетнаме, в качестве командира 555-ой тактической истребительной эскадрильи (555th Tactical Fighter Squadron) «Triple Nickel» 432-го тактического авиакрыла (432 TFW). В конце 60-х - начале 70-х годов выполнил 483 боевых вылета (2 на самолёте A-26, остальные на F-4), общий налет за время которых составил более 1000 часов. Во время одного из вылетов 1 марта 1972 года он сбил вьетнамский истребитель МиГ-21. 11 мая того же года его F-4D №66-0230 был сбит над Северным Вьетнамом, оба члена экипажа (William Reich и Joseph Kittinger) катапультировались и были взяты в плен. Джозеф Киттенджер провел в плену в одиночном заключении 11 месяцев.
Вышел в отставку в 1978 году.
 
Воинское звание:
Капитан ВВС (в 1957 году).
Подполковник ВВС (в 1972 году).
Полковник ВВС (с 1978 года - в отставке).
 
Участие в стратосферных полётах:
Принимал участие в полётах по проекту MAN HIGH - высотных полётах на стратостатах. 2 июня 1957 года выполнил первый полёт по этой программе с летного поля Флеминг Филд (Fleming Field) в штате Миннесота (Minnesota). Во время полёта достиг высоты 29 км 260 метров (96 000 футов). В течении 2 часов стратостат находился на высоте около 28 км. Из-за утечки кислорода полёт, запланированный на 22 часа, был прерван досрочно. Общая продолжительность полёта составила 6 часов 34 минуты.
 
Нажать для увеличенияПринимал участие в полётах по проекту EXCELSIOR. Выполнил три прыжка с парашютом во время полётов 16 ноября 1959 года (с высоты 23,300 км), 11 декабря 1959 года (с высоты 22,800 км) и 16 августа 1960 года. Во время полета 16 августа 1960 года он выполнил прыжок из гондолы стратостата с высоты 31 км 300 метров (102 800 футов), развив в падении до раскрытия парашюта скорость около 994.5 км/ч (618 миль в час), то есть примерно 0,93 М. Этот прыжок более полувека являлся неофициальным рекордом по высоте свободного падения. Однако так как прыжок был совершен при помощи стабилизирующего парашюта, он не был зарегистрирован как рекорд FAI.
 
Нажать для увеличения13 - 14 декабря 1962 года принимал участие в полёте в стратосферу по проекту STARGAZER (проведение астрономических исследований из стратосферы). Во время полёта стратостат достиг высоты 86 000 футов. В течении 13 часов стратонавты проводил исследования на высоте 25 км (81 500 футов) над пустынями штата Нью-Мексико (New Mexico). Общая продолжительность полёта составила более 18 часов, после чего гондола стратостата с экипажем приземлилась на парашюте возле города Лордсбург (Lordsburg), штат Нью-Мексико.
 

 
Публикации:
В 1961 году опубликовал книгу «The Long, Lonely Leap» (Долгий одиночный прыжок).
 
Спортивные достижения:
В 80-е годы принимал участия в гонках на воздушных шарах (Gordon Bennett Gas Balloon Race), четыре раза занимал первое место (после трех побед подряд получил на хранение Gordon Bennett Trophy), и четыре раза занимал второе место.
В ноябре 1983 года на воздушном шаре объемом 1000 м3 пролетел расстояние 3 220 км (2 001 миля) между городами Лас-Вегас штат Невада (Las Vegas, Nevada) и Франклинвиль штат Нью-Йорк (Franklinville, New York) за 72 часа, установив новый мировой рекорд. Чтобы продлить полёт, после того как он выбросил весь доступный балласт, для облегчения шара он выбросил из него всю свою верхнюю одежду, и приземлился в одном нижнем белье.
С 14 по 18 сентября 1984 года на воздушном шаре Rosie O’Grady объемом 3000 м3 пролетел расстояние 5 702 км (3 543 мили) между городом Карибу штат Мэн (Caribou, Maine) и городом Монтенотте в Италии (Montenotte, Italy) за 86 часов. Таким образом, он установил новый мировой рекорд и стал первым человеком, в одиночку пересекшим Атлантический океан на воздушном шаре.
 
Классность:
Общий налет на 62 типах ЛА составляет более 11 тысяч часов, в том числе более 5 300 часов на реактивных самолётах.
Выполнил более 100 парашютных прыжков и получил звание Мастер-парашютист (Master Parachutist).
 
Награды:
Награждён двумя медалями «Серебряная звезда» (Silver Star), двумя медалями «Легион Чести» (Legion of Merit), шестью Авиационными крестами «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Flying Cross, одним из них за участие в программе MAN HIGH, вторым за проект EXCELSIOR), тремя медалями «Бронзовая Звезда» (Bronze Star Medal), медалью «За похвальную службу» (Meritorious Service Medal), двадцатью четырьмя медалями «За воздушные операции» Air Medal, двумя медалями «Пурпурное сердце» (Purple Heart), медалью «За службу в оккупационных войсках» (Army of Occupation Medal), памятной медалью «За службу по защите нации» (National Defense Service Medal), памятной медалью «За службу во Вьетнаме» (Vietnam Service Medal), и медалью военнопленного (Prisoner Of War Medal).
Награжден также вьетнамским «Крестом мужества» (Republic of Vietnam Cross of Gallantry) и медалью «За участие в военных действиях во Вьетнаме» (Republic of Vietnam Campaign Medal).
 
Семейное положение
Отец - Джозеф Уилльям Киттенджер, старший (Joseph William Kittinger, Sr.).
Мать - Ида Мей Киттенджер [Лукас] (Ida Mae Kittinger [Lucas]), род. в 1905 г, ск.12.05.1987.
Брат - Джек Б. Киттенджер (Jack B. Kittinger).
Жена - Шерри Киттенджер (Sherry Kittinger).
Двое сыновей.
 
Увлечения
Полёты на воздушных шарах, реставрация самолётов 30-х годов.
 

Источники информации

 

Назад

 

Энциклопедия