Космические туристы

(космические полёты на российских кораблях)

Долгое время единственной возможностью для «человека с улицы» подняться на орбиту являлся 7 - 10-дневный полёт на борту российского корабля «Союз» и станции МКС в качестве «участника космического полёта». Этот эвфемизм более точно отражает реалии, чем термин «турист». Ведь для того, чтобы занять ложемент в корабле «Союз» претенденту приходится пройти строгую медицинскую комиссию в Москве, получить допуск ГМК и пройти как минимум полугодовую подготовку к полету в ЦПК им. Ю.А.Гагарина. Вряд ли такого человека можно называть просто туристом, и, более того, некоторые профессиональные астронавты из стран, не входящих в программу МКС, тоже отправлялись в космос в качестве «участника космического полёта». Сложность этого пути подтверждается и тем, что пока только семь человек (Деннис Тито, Марк Шаттлворт, Грегори Олсен, Анюшэ Ансари, Чарльз Шимоньи (дважды), Ричард Гэрриот и Ги Лалиберте) смогли воспользоваться такой возможностью и стать «космическими туристами». Несколько кандидатов сошли с дистанции по разным (медицинским и финансовым) причинам.

Однако космический туризм фактически прервался, едва выйдя на достаточно регулярную основу. Проблема в том, что начиная с 2009 года экипаж МКС был увеличен с 3 до 6 человек. В условиях прекращения в 2011 году полётов шаттлов, доставка экипажей на станцию осуществляется только российскими кораблями. Таким образом, возможностей для полётов космических туристов на «Союзах», для которых они фактически являются попутной нагрузкой, не осталось, так как все места выкупались для профессиональных астронавтов до начала полётов новой американской пилотируемой системы. Рассматривался вопрос о возможности создания пилотируемого космического корабля «Союз» по заказу американской компании Space Adventures, на котором в космос смогли бы отправиться сразу два туриста в сопровождении опытного космонавта - пилота корабля. Компания, имеющая исключительные права на отправку туристов в космос на российских «Союз», выражала намерение приобрести целый космический корабль. Однако, несмотря на готовность компании заплатить авансом деньги за космический корабль, НАСА получило разрешение от американских властей на закупку «Союзов» на период после 2010 года, а возможности производства недостаточны для удовлетворения двух запросов одновременно.

Тем не менее, в апреле 2009 года глава компании Эрик Андерсон заявил, что Space Adventures продолжит отправлять туристов в космос, и будет это делать двумя способами.
Первый: в космических кораблях «Союз», построенных полностью на частные средства инвесторов, два места будут зарезервированы для частных туристов. Реализация этой программы планировалось начать в 2012 году.
Второй: компания Space Adventures рассчитывает, что во время регулярных полетов космических кораблей «Союз» в рамках Федеральной космической программы третье место будет оставаться свободным и использоваться космическими туристами. Первой такой возможностью стала отмена полёта казахстанского космонавта осенью 2009 года, и Роскосмосу была представлена кандидатура очередного космотуриста.

Роскосмос не хотел расставаться с этой формой «приработка» и ради этого был даже готов пойти на сокращение российской части расширенного международного экипажа, в котором наша квота составляет три места из шести. В мае 2009 года руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов уверенно заявил, что «эта форма туризма будет использоваться и дальше». Он сообщил также, что на освободившееся место в сентябрьском полёте 2009 года в настоящее время есть претенденты от четырёх стран, которые мечтают полететь на МКС на борту российского корабля «Союз», однако, представители каких именно стран хотят стать туристами, он не сказал. Продолжение программы космического туризма, по словам А.Перминова, «зависит от того, будут ли на орбите работать три российских космонавта или нет». Если российское представительство на станции будет таким внушительным, на кораблях «Союз» не останется свободного места для полетов коммерческих участников, отметил он.

2 октября 2009 года начальник управления пилотируемых программ Федерального космического агентства Алексей Краснов сообщил, что в Роскосмос с заявками на приобретение пилотируемых кораблей обращались компания «Спейс Эдвенчурс» и Индийское космическое агентство. По словам Краснова, в каждом из этих кораблей можно будет выводить на орбиту двух космических туристов, причём «у «Спейс Эдвенчурс» это будет не разовая закупка корабля, а целая программа». Пилотировать корабли, совершающие туристические рейсы на МКС и по другим маршрутам, будут космонавты из российского отряда. Глава Роскосмоса Анатолий Перминов сообщил, что некоторые зарубежные коммерческие структуры проявили интерес к приобретению российского космического корабля «Союз» вместе с командиром для организации туристических полетов в космос, причём речь идет о полётах не только на МКС, но никакого решения по данному вопросу пока не принято. Стоимость космических туров, по словам Перминова, «определит отдельная программа по коммерческим полётам», но полёты на отдельных кораблях «будут оплачиваться по-другому».

В тот же день глава российского представительства компании Space Adventures Сергей Костенко сообщил, что компания готова после 2012 года отправлять на орбиту по два космических туриста за один раз. «На кораблях «Союз» будет двое туристов, один из которых должен будет обязательно пройти полуторагодовую подготовку в качестве бортинженера космического корабля, а также один профессиональный российский космонавт - командир экипажа», - заявил он.

11 октября 2009 года глава Роскосмоса Анатолий Перминов заявил, что Ги Лалиберте не будет последним космическим туристом, однако Россия, как минимум, на год берет тайм-аут по отправке на МКС непрофессиональных участников, и в 2010 году туристы на орбиту не полетят. Ранее он отмечал, что как только появится окно, «снова будем запускать космических туристов, но в каком году - пока неясно».

18 марта 2010 года глава РКК «Энергия» Виталий Лапота заявил, что не исключает осуществления в середине 2010 года закладки пятого, дополнительного, корабля «Союз» для запуска космических туристов. Благодаря этому Россия через 2,5 года (цикл производства корабля) сможет возобновить запуск на МКС космических туристов и участников космических полётов от агентств стран, не участвующих в программе МКС, на коммерческой основе.

12 января 2011 года компания Space Adventures выпустила пресс-релиз о достижении договорённости в рамках соглашения с Роскосмосом и РКК «Энергия» о возобновлении с 2013 года полётов космических туристов на российских кораблях «Союз», согласно которому на МКС ежегодно будет обеспечиваться доставка до трёх туристов (участников космического полёта). Дополнительные туристические места на кораблях станут доступными благодаря увеличению производства кораблей «Союз» - с 4 до 5 в год. Каждый полет к МКС и обратно будет длиться около 10 дней. Глава компании Space Adventures Эрик Андерсон выразил благодарность российским партнёрам за увеличение выпуска «Союзов» и предоставление транспортных услуг «на единственных космических кораблях, доступных для коммерческих полетов». По его словам в период с полёта последнего космического туриста в 2009 году повышенный интерес к посещению МКС проявляли частные лица, организации и коммерческие структуры, в ходе контактов с ними шел разговор о научных, образовательных и мультимедийных программах.

Российская сторона также выразила удовлетворение по поводу возобновляющегося сотрудничества с компанией Space Adventures. Начальник Управления пилотируемых программ Роскосмоса, руководитель программы МКС Алексей Краснов заявил, что добавление в ежегодный цикл пятого корабля «Союз» «добавит гибкости транспортным возможностям» программы МКС. Президент РКК «Энергия» Виталий Лопота отметил: «Мы будем рады использовать возникшие 3 места для участников полётов на коммерческой основе, начиная с 2013 года».

Однако, уже 25 января 2011 года руководитель управления пилотируемых программ Роскосмоса в интервью интернет-изданию «Маркер» пояснил, что компания Space Adventures, заявившая о возобновлении полетов космических туристов на Международную космическую станцию, не заключала соглашений об этом с Роскосмосом и РКК «Энергия». Разговор о заключении подобного соглашения может начаться весной нынешнего года — в том случае, если у компании будут средства для финансирования программы. По словам Краснова, в 2010 году Роскосмос и Space Adventures подписали протокол о намерениях. «Тем самым компания заявила о намерении поискать деньги. Договорились, что где-то к весне этого [2011] года они придут к нам и скажут, получилось это у них или нет», — пояснил Краснов. «Данный пресс-релиз является скорее индикатором намерений Space Advantures найти средства на международном финансовом рынке, для того чтобы профинансировать строительство дополнительного корабля „Союз“. По его словам, количество выпускаемых космических кораблей можно увеличить с 2014 года. «Но данная тема для обсуждения может появиться только после того, как компания найдет на это средства», — подытожил он.

24 мая 2011 года Алексей Краснов заявил, что закладка дополнительного «Союза», предназначенного для космических туристов, может сдвинуться, а его полёт придется перенести с 2013 на 2014 год, если коммерческий партнер компания Space Adventures не сможет представить необходимого количества платежеспособных кандидатов. «В этом году в августе наши коммерческие партнеры должны подтвердить или опровергнуть реалистичность закладки дополнительного «Союза» для коммерческого полета», - сказал Краснов.

11 июня 2011 года появилось сообщение о том, что «Энергия» начала строительство пятого, дополнительного «Союза». Предполагается, что на пятом «Союзе» в космос полетят два туриста, а управлять кораблем будет один профессиональный космонавт. Сейчас прорабатывается другой вариант возобновления космического туризма. «Новый подход предполагает, что непрофессиональных космонавтов будут включать в состав экипажей, отправляющихся на МКС, и находиться на борту станции они будут дольше, чем при десятисуточной пересменке в прошлом»,— сказал источник. Таким образом срок полета может продлиться до полутора месяцев. «Для любителей космического туризма такая схема выглядит гораздо привлекательнее. Турист в этом случае оплачивает лишь треть стоимости корабля, ракеты и услуг по запуску. И хотя придется существенно больше платить за пребывание на борту МКС, он будет находиться в космосе в несколько раз дольше, чем при первых полетах космических туристов», - отметил источник.

15 августа 2011 года президент, генеральный конструктор Ракетно-космической корпорацией РКК «Энергия» Виталий Лопота сообщил, что возобновление полетов космических туристов на Международную космическую станцию запланировано на 2014 год, и что корабль для коммерческого полета уже строится на РКК. По его словам, «производство корабля находится на начальной стадии».

Надежда на возобновление полётов космических туристов вновь обрела второе дыхание после появления 22 августа 2012 года сообщения ведущих российских агентств о том, что очередным космическим туристом может стать известная британская певица Сара Брайтман (Sarah Brightman). Начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов заявил, что это не официальное объявление, решение о её полёте и сроках его проведения может быть принято в течение двух месяцев. 10 октября 2012 года на пресс-конференции с участием британской певицы Сары Брайтман представителей компании Space Adventures и Роскосмоса начальник пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Красной сообщил, что первый годовой полет космонавта Роскосмоса и астронавта НАСА состоится в 2015 году. «Мы согласовали с партнерами план по эксплуатации МКС на три года, который включает в себя годичный полет американского астронавта и российского космонавта. Вместе с ними на корабле «Союз» в качестве непрофессионального участника космического полета на десять дней на МКС отправится британская певица Сара Брайтман», - сказал Краснов. Он также сообщил: «У Брайтман, скорее всего, будет дублер. Но этот вопрос лучше адресовать представителю компании Space Adventures, занимающейся отбором потенциальных участников для полетов непрофессиональных космонавтов на МКС». Каких-либо других фамилий пока не называлось.

Несмотря на то, что все вопросы возобновления полетов, казалось, были согласованы, 15 марта 2013 года руководитель Федерального космического агентства Владимир Поповкин заявил, что Роскосмос и NASA могут отказаться от отправки Сары Брайтман на МКС в 2015 году. По его словам, возможность её полета на МКС зависит от продолжительность экспедиции посещения. Первоначально речь шла о 8-дневном полете, кандидатом на участие в котором и была Сара Брайтман.

Тем не менее, 17 января 2015 года она приступила к тренировкам, двумя днями раньше начал готовиться ее дублер. Однако в конце апреля Брайтман прекратила подготовку по личным причинам, и ее место в корабле позднее было передано представителю Казахстана.

25 марта 2019 года гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин рассказал, что корпорация заключила первые два контракта с агентом – американской компанией Space Adventures на запуск туристов в космос на корабле «Союз МС». Имен первых двух космических туристов он не назвал, а запуски состоятся в 2020 и 2021 годах.

20 июня 2019 года. Глава российского представительства Space Adventures Сергей Костенко сообщил РИА Новости, что потенциальные космические туристы для полета на корабле «Союз МС» в 2021 году найдены, и готовы приехать в Россию для прохождения медицинской комиссии. Он не назвал общего количества подавших заявки, но сказал, что кандидатов нашли на оба места в «Союзе». Кто именно полетит к МКС, сообщат согласно процедуре после того, как их утвердит главная медицинская комиссия. По регламенту это состоится за год до начала полугодовых тренировок, то есть за полтора года до полета.

Источники информации

 

Астронавты

Кандидаты

Претенденты

Неподтверждённые