Хроника подготовки и полёта корабля «Союз ТМА-М» №701

18 мая 2010 года на железнодорожную станцию Тюра-Там прибыл железнодорожный состав, который доставил на Байконур ракету-носитель «Союз-ФГ», предназначена для проведения пуска корабля ТПК «Союз ТМА» №701 в октябре 2010 года. После прохождения таможенной очистки груза состав с ракетой был перемещен на площадку №112 космодрома.

6 августа 2010 года. Изготовленный подмосковной Ракетно-космической корпорацией «Энергия» пилотируемый космический корабль новой серии ТПК «Союз ТМА» №701 отправлен на Байконур.

9 августа 2010 года. Специалисты космодрома установили доставленый на Байконур в минувшие выходные ТПК «Союз ТМА» №701 в стенд и подключили его к наземному проверочному оборудованию.

10 августа 2010 года В монтажно-испытательном корпусе площадки 254 космодрома Байконур специалисты РКК «Энергия» имени С.П.Королева и Филиала ФГУП ЦЭНКИ – Космического центра «Южный», начали испытания ТПК «Союз ТМА» №701. Проводятся проверочные включения (автономные электрические испытания) систем корабля.

14 сентября 2010 года. На космодроме Байконур продолжаются испытания ТПК «Союз ТМА-М» к запуску. Корабль успешно прошел испытания в вакуум-камере и 14 сентября расчеты РКК «Энергия» имени С.П.Королева и филиала ФГУП ЦЭНКИ – Космического центра «Южный» провели перевозку космического аппарата из зала вакуум-камеры в зал испытаний и установили в стенд, где будут продолжены его проверки.

14 и 15 сентября в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина состоялись комплексные экзаменационные тренировки основного и дублирующего экипажей ТПК «Союз ТМА-М». 14 сентября основной экипаж сдал экзамены на тренажере российского сегмента Международной космической станции, а дублеры – на тренажере «Союза ТМА». 15 сентября экипажи поменялись местами.

16 сентября 2010 года. На корабле «Союз ТМА-М» прошла проверку система электроснабжения, была выполнена так называемая «засветка» солнечных батарей, в ходе которой солнечные батареи корабля развертывают и на них подается свет от ламп. В монтажно-испытательном корпусе площадки № 112 космодрома проводится сборка «пакета»: ко второй ступени ракеты-носителя стыкуются блоки первой ступени.

17 сентября 2010 года. В Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина прошло заседание Межведомственной комиссии (МВК). МВК утвердила основной и дублирующий экипажи ТПК «Союз ТМА-М».
В основной экипаж вошли:
Александр Калери
Олег Скрипочка
Скотт Келли.
Их дублерами стали:
Сергей Волков
Олег Кононенко
Рональд Гаран.
Запуск модифицированного «Союз ТМА-М» к Международной космической станции запланирован на 8 октября, стыковка со станцией - на 10 октября.

21 сентября 2010 года. Коллегия Федерального космического агентства рассмотрела вопросы, связанные с готовностью к запуску транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-М» и выполнениию программы работ экипажа двадцать пятой/двадцать шестой экспедиций (МКС-25/26).
Коллегия приняла к сведению предложенные начальником ФГБУ «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» С.К.Крикалёвым составы экипажей «Союз ТМА-М»:
Основной экипаж:

  • командир ТПК «Союз ТМА-М», бортинженер МКС- Александр Калери (Роскосмос)
  • бортинженер ТПК «Союз ТМА-М», бортинженер/командир МКС- Скотт Келли (НАСА)
  • бортинженер ТПК «Союз ТМА-М», бортинженер МКС- Олег Скрипочка (Роскосмос)
    Дублирующий экипаж:
  • командир ТПК «Союз ТМА-М», бортинженер МКС- Сергей Волков (Роскосмос)
  • бортинженер ТПК «Союз ТМА-М», бортинженер/командир МКС- Рональд Гаран (НАСА)
  • бортинженер ТПК «Союз ТМА-М», бортинженер МКС- Олег Кононенко (Роскосмос)
    Окончательное решение по составу экипажа будет принято во время заседания Государственной комиссии на космодроме Байконур.

    25 сентября 2010 года. Основной экипаж в составе Александра Калери, Олега Скрипочки и Скотта Келли в 11.40 вылетел с аэродрома Чкаловский на космодром Байконур на самолете Ту-134. Их дублеры - Сергей Волков, Олег Кононенко, Рональд Гаран - вылетели на космодром Байконур на самолеты Ил-76 в 12.15. Основной экипаж прибыл на аэродром Крайний космодрома Байконур в 14:55, дублирующий - в 15:25

    26 сентября 2010 года. В соответствии с графиком подготовки основной и дублирующий экипажи прибыли в монтажно-испытательный корпус площадки 254 космодрома для прохождения первой тренировки (примерки) в ТПК «Союз ТМА-М».

    28 сентября 2010 года. Заправленный топливом и сжатыми газами корабль ТПК «Союз ТМА-М» доставлен в МИК КА для проведения заключительных операций подготовки. В соответствии с графиком занятий основной и дублирующий экипажи изучали бортдокументацию и программу полета ТПК «Союз ТМА-М», бортдокументацию российского сегмента МКС по действиям в аварийных ситуациях, проходили подготовку к факторам космического полета. Также основной экипаж и дублеры прошли тренировку по ручному причаливанию и перестыковке на тренажере ТПК «Союз ТМА-М».

    29 сентября 2010 года. В МИК КА проведена стыковка корабля ТПК «Союз ТМА-М» с переходным отсеком.

    1 октября 2010 года. Специалисты предприятий ракетно-космической отрасли России провели накатку головного обтекателя (ГО) на ТПК «Союз ТМА-М». После завершения данной операции космический корабль был снова установлен в стенд, где продолжилась его подготовка ко второй тренировки экипажей.

    3 октября 2010 года. В 8.00 по московскому времени космонавты и астронавты прибыли в монтажно-испытательный корпус площадки 254 космодрома для проведения второй тренировки в ТПК «Союз ТМА-М». Основной задачей тренировки была проверка устранения недочетов, выявленных в ходе первой тренировки, которую экипажи провели в ТПК неделей ранее. Также экипажи проверили состав и размещение укладок с доставляемым на борт Международной космической станции оборудованием и провели общую приемку корабля.

    4 октября 2010 года. Минувшей ночью головная часть с кораблем «Союз ТМА-М» была перевезена из монтажно-испытательного корпуса площадки №254 космодрома на площадку №112 и утром расчеты «ЦСКБ-Прогресс» и филиала ФГУП ЦЭНКИ – Космического центра «Южный» начали общую сборку ракеты космического назначения. Наиболее сложной операцией сборки является монтаж системы аварийного спасения космонавтов. После стыковки головной части с третьей ступенью ракеты-носителя, сборку пристыковывают к «пакету» из первой и второй ступеней.
    Вечером 4 октября на 254-й площадке космодрома Байконур прошло заседание Технического руководства и Государственной комиссии, на котором был рассмотрен ход подготовки к запуску ракеты-носителя «Союз-ФГ» с кораблем «Союз ТМА-М». Принято решение о вывозе ракеты на стартовую позицию.

    Нажать для увеличенияНажать для увеличения5 октября 2010 года. Утром на космодроме Байконур выполнена операция по установке ракеты-носителя «Союз-ФГ» с кораблем «Союз ТМА-М» на стартовом столе. Ракета установлена в ПУ № 5 площадки № 1 космодрома.

    6 октября 2010 года. В 17:00 по московскому времени в Испытательном учебно-тренировочном комплексе НИИ ЦПК им. Ю.А.Гагарина (пл.17 космодрома Байконур) состоялось заседание Государственной комиссии. На заседании были рассмотрены результаты заключительного этапа подготовки основного и дублирующего экипажей транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-М». Как сообщает пресс-служба Роскосмоса, заслушав доклады руководителей предприятий и организаций ракетно-космической отрасли России, Председатель Государственной комиссии – руководитель Федерального космического агентства Анатолий Николаевич Перминов утвердил экипаж транспортного пилотируемого корабля «Союз ТМА-М» в составе:
    Основной экипаж:

  • командир ТПК «Союз ТМА-М», бортинженер МКС- Александр Калери (Роскосмос)
  • бортинженер ТПК «Союз ТМА-М», бортинженер/командир МКС- Скотт Келли (НАСА)
  • бортинженер ТПК «Союз ТМА-М», бортинженер МКС- Олег Скрипочка (Роскосмос)
    Дублирующий экипаж:
  • командир ТПК «Союз ТМА-М», бортинженер МКС- Сергей Волков (Роскосмос)
  • бортинженер ТПК «Союз ТМА-М», бортинженер/командир МКС- Рональд Гаран (НАСА)
  • бортинженер ТПК «Союз ТМА-М», бортинженер МКС- Олег Кононенко (Роскосмос)

    Нажать для увеличения7 октября 2010 года. 7 октября 2010 года в 23:10:55 UTC (8 октября в 03:10:55 мск) с ПУ № 5 площадки № 1 космодрома Байконур стартовыми командами предприятий Роскосмоса осуществлен пуск ракеты-носителя «Союз-ФГ» Б15000-035 с космическим кораблем «Союз ТМА-М» на борту.

    7 октября 2010 года в 23:19:43 UTC (8 октября в 03:19:43 мск) космический корабль «Союз ТМА-М» успешно отделился от последней ступени ракеты-носителя и вышел на околоземную орбиту с параметрами:

  • минимальная высота над поверхностью Земли – 199,85 километра;
  • максимальная высота над поверхностью Земли – 258,77 километра;
  • период обращения – 88,81 минуты;
  • наклонение – 51,63 градуса.

    Нажать для увеличения10 октября 2010 года. 10 октября в 00:01 UTC (04:01 мск) осуществлена стыковка ТПК «Союз ТМА-М» с Международной космической станцией. Корабль причалил к исследовательскому модулю «Поиск» российского сегмента МКС. Процесс сближения и стыковки проводился в автоматическом режиме под контролем специалистов в Центре управления полётами и экипажа. После проверки герметичности отсеков корабля, проверки герметичности стыковочного узла и выравнивания давления между станцией и кораблем через три часа были открыты переходные люки и в 03:09 UTC (07:09 мск) экипаж корабля перешёл на борт Российского сегмента МКС.

    16 марта 2011 года. В 04:27:08 UTC (07:27:08 мск) космический корабль «Союз ТМА-М» с космонавтами Александром Калери, Олегом Скрипочкой и Скоттом Келли (Scott Kelly) отстыковался от МКС. После расстыковки корабля и Международной космической станции «Союз ТМА-М» был переведен в режим «зависания». Командир «Союза» Александр Калери при помощи бортинженера Олега Скрипочки провел ряд тестов корабля, в том числе проверил его стабилизацию при поступательном и вращательном движении в ручном режиме управления. Затем был выдан импульс на увод «Союз ТМА-М» от станции, и корабль перешел на автономный режим полета.

    16 марта 2011 года. В 07:03 UTC (10:03 мск) двигатели корабля «Союз ТМА-М» были включены на торможение. Отработав положенное, они свели корабль с орбиты.

    Нажать для увеличенияНажать для увеличения16 марта 2011 года. 16 марта 2011 года в 07:54 UTC (10:54 мск) спускаемый аппарат корабля «Союз ТМА-М» с космонавтами Александром Калери, Олегом Скрипочкой и Скоттом Келли совершил мягкую посадку в 86 километрах севернее города Аркалыка в Казахстане. Самочувствие космонавтов после приземления нормальное. Продолжительность их полета составила .