James Donald Halsell, Jr.

Джеймс Доналд Хэлселл, мл.

Порядковый номер - 313 (198)

Количество полетов - 5
Продолжительность полетов - 52 суток 10 часов 10 минут 9 секунд

Статус - Бывший астронавт (Former Astronaut) НАСА

Дата и место рождения:
Родился 29 сентября 1956 года в городе Уэст Монро (West Monroe), штат Луизиана (Louisiana).
 
Образование и научные звания:
В 1974 году окончил среднюю школу (West Monroe High School) в Уэст Монро.
В 1978 году окончил Военно-воздушную академию США (USAF Academy) и получил степень бакалавра наук (машиностроение).
В 1983 году окончил Университет Трой (Troy University) и получил степень магистра наук (управление).
В 1985 году окончил Технологический институт ВВС (Air Force Institute of Technology) и получил степень магистра наук (космические операции).
 
Профессиональная деятельность:
В ноябре 2006 года назначен вице-президентом компании Alliant Techsystems (ATK). Одновременно он стал менеджером этой компании по программе разработки вехней ступени ракеты-носителя Ares-1. В его обязанность входит координация работ в рамках проекта создания вехней ступени ракеты-носителя Ares-1 между подразделением пусковых систем ATK и компаниями Lockheed Martin и Pratt & Whitney Rocketdyne.
 
Воинская служба:
С 1978 года служит в ВВС США. После прохождения летной подготовки (Undergraduate Pilot Training) на авиабазе Колумбус (Columbus AFB) в Миссисиппи (Mississippi) в 1979 году стал летчиком ВВС США.
Служил пилотом самолета F-4 (с допуском к применению тактического ядерного оружия) на авиабазе Неллис (Nellis AFB) в Неваде (Nevada) с 1980 по 1981 год, и на авиабазе Муди (Moody AFB) в Джорджии (Georgia) с 1982 по 1984 год.
С 1985 году прошел подготовку в Школе летчиков-испытателей ВВС США (Air Force Test Pilot School) на авиабазе Эдвардс (Edwards AFB) в Калифорнии (California).
С 1986 по 1990 год служил летчиком–испытателем авиабазе Эдвардс в Калифорнии, где занимался испытаниями самолетов F-4, F-16, и SR-71.
 
Воинское звание:
Майор ВВС США (в 1989 году).
Полковник ВВС США.
 
Космическая подготовка:
В январе 1990 года был зачислен в отряд астронавтов НАСА в составе 13-го набора в качестве пилота. Прошел полный курс ОКП. По окончании ее в июле 1991 получил квалификацию пилота шаттла и назначение в Отдел астронавтов НАСА. С февраля по август 1998 года работал координатором НАСА ( NASA Director of Operations) в ЦПК имени Ю.А.Гагарина (был 9-м по счету координатором).
 
Первый полет
Нажать для увеличения С 8 по 23 июля 1994 года в качестве пилота шаттла Columbia STS-65.

Продолжительность полета составила 14 суток 17 часов 56 минут 8 секунд.
 
Второй полет
Нажать для увеличения С 12 по 20 ноября 1995 года в качестве пилота шаттла Atlantis STS-74.

Продолжительность полета составила 8 суток 4 часов 31 минута 42 секунды.
 
Третий полет
Нажать для увеличения С 4 по 8 апреля 1997 года в качестве командира шаттла Columbia STS-83.

Продолжительность полета составила 3 дня 23 часа 13 минут 39 секунд.
Полет был досрочно прекращен из–за отказа одного из трех топливных элементов шаттла, и полетная программа не была выполнена. Сразу после этого NASA приняло решение провести повторный полет шаттла Columbia с тем же экипажем.
 
Четвертый полет
Нажать для увеличения С 1 по 17 июля 1997 года в качестве командира шаттла Columbia STS-94.

Продолжительность полета составила 15 суток 16 часов 45 минут 31 секунда.
 
16 ноября 1998 года назначен командиром экипажа STS–101. Полет был намечен на начало мая, но 30 марта 2000 года было решено отложить старт на неделю из-за травмы командира экипажа - 15 марта он получил растяжение голеностопного сустава во время занятий на тренажере «шаттла».
 
Пятый полет
Нажать для увеличения С 19 по 29 мая 2000 года в качестве командира шаттла Atlantis STS-101.

Продолжительность полета составила 9 суток 20 часов 10 минут 09 секунд.
 
С июля 2002 года по январь 2003 года работал менеджером предстартовой подготовки шаттлов (Shuttle Launch Integration) в космическом центре им. Кеннеди (Kennedy Space Center).
 
12 декабря 2002 года был назначен командиром экипажа шаттла STS-120, полет которого к МКС был запланирован на весну 2004 года. Однако после катастрофы шаттла Columbia все полеты были приостановлены, а многие экипажи переформированы.
 
Являлся руководителем группы планирования возобновления полетов шаттлов (Space Shuttle Return to Flight Planning Team).
В марте 2006 года был назначен заместителем директора отдела лётных операций (Assistant Director for Aircraft Operations) управления лётных экипажей (Flight Crew Operations Directorate) и был переведен в категорию астронавтов-менеджеров. Работал в этой должности до ноября 2006 года, после чего покинул отряд астронавтов.
 
Награды:
Награжден медалью Министерства обороны «За похвальную службу» (Defense Meritorious Service Medal) в 1995 году, медалью Министерства обороны «За отличную службу» (Defense Superior Service Medal) в 1996 году и Авиационным крестом «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Flying Cross) в 1998 году.
Награжден пятью медалями НАСА «За космический полет» (NASA Space Flight Medal) (в 1994, 1995, 1997, 1997, 2000 годах), медалью НАСА «За выдающиеся заслуги» (NASA Distinguished Service Medal) в 2001 году и медалью НАСА «За выдающееся лидерство» (NASA Outstanding Leadership Medal) в 2002 году.
 
Семейное положение
Жена - Кэти Д. Спунер (Kathy D. Spooner). У них дочь и сын.
 
Увлечения
Водные и зимние лыжи, полеты на легкомоторных самолетах.
 
Обвинение в убийстве
6 июня 2016 был обвинен в убийстве в результате предполагаемой автокатастрофы, повлекшей гибель двух пассажирок автомобиля (11 и 13 лет) в Таскалусе, Алабама. По заявлениям местных властей, причинами аварии стали повышенная скорость и алкогольное опьянение (снотворное Ambien/Zolpidem, по словам его адвоката). Хэлселл был выпущен в тот же день под залог в размере 150,000$. На судебном заседании 27 мая 2021 года признал себя виновным по двум пунктам обвинения в непредумышленном убийстве и двум пунктам обвинения в нападении первой степени и был приговорен к четырем годам лишения свободы с последующим 10-летним испытательным сроком.
 

 Назад