Иван Иванович Бачурин

Ivan Ivanovich Bachurin

Опыта космических полетов не имеет.

Статус - космонавт-испытатель ГКНИИ ВВС.

Дата и место рождения:
Родился 29 января 1942 года в селе Берестовенька Красноградского района Харьковской области, Украинской ССР.
 
Дата и причина смерти:
Умер 20 сентября 2011 года. Был подобран в поселке Чкаловский Московской области каретой "скорой помощи" в состоянии тяжелого переохлаждения и доставлен в больницу г.Фрязево, где вскоре скончался. Из-за отсутствия документов личность установить не удалось, и он был похоронен в номерной могиле на Ново-Фрязинском кладбище Щёлковского района Московской области. В ноябре 2012 года перезахоронен на кладбище деревни Леониха близ Звездного городка.
 
Образование и научные звания:
В 1959 году окончил 10 классов средней школы села Берестовенька.
В 1973 году окончил вечернее отделение «Взлет» Московского авиационного института (МАИ) имени Серго Орджоникидзе и получил специальность инженера-механика.
 
Профессиональная деятельность:
С декабря 1992 по декабрь 1993 года работал начальником службы летных испытаний АОЗТ «Альфа».
В 1994 - 1995 годах работал начальником службы летных испытаний КБ «Термоплан» (создание дирижаблей).
С 28 октября 1999 года - консультант отдела координации технического развития, автоматизации и унификации средств и систем органов по использованию воздушного пространства (ИВП) и обслуживанию воздушного движения (ОВД) Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
 
Военное образование:
В 1960 году окончил 1-й курс Кировоградского Высшего военного авиационного училища летчиков (ВВАУЛ). После 1-го курса переведен в Оренбургское ВВАУЛ.
В 1963 году окончил Оренбургское ВВАУЛ и стал военным летчиком.
 
Воинская служба:
На службе в Советской Армии с 1959 года. До 1963 года - курсант сначала Кировоградского ВВАУЛ, а затем Оренбургского ВВАУЛ.
С 25 октября 1963 года - в распоряжении командующего ВВС Приволжского военного округа. 7 декабря 1963 года назначен летчиком-инструктором 814-го учебного авиаполка, а 12 февраля 1964 года - 904-го учебного авиаполка Оренбургского ВВАУЛ.
 
Служба летчиком-испытателем:
С 3 апреля 1968 года - в распоряжении командира ГКНИИ ВВС им.В.П.Чкалова. С 6 июля 1968 года служил летчиком-испытателем, а с 15 сентября 1969 года - старшим летчиком 2-й авиационной испытательной эскадрильи (аиэ) службы летных испытаний 2-го управления ГКНИИ ВВС им.В.П.Чкалова.
С 29 сентября 1972 года служил старшим летчиком (ведущим инженером - старшим летчиком-испытателем) 5-й аиэ службы летных испытаний бомбардировочной авиации 1-го управления ГКНИИ ВВС им.В.П.Чкалова. С 18 сентября 1975 года служил командиром этой эскадрильи.
С 30 ноября 1978 года служил заместителем начальника службы летных испытаний бомбардировочной авиации - старшим летчиком-испытателем 1-го управления ГКНИИ ВВС им.В.П.Чкалова.
С 16 октября 1986 года служил заместителем начальника службы летных испытаний бомбардировочной авиации - старшим летчиком-испытателем 1-го научно-испытательного управления ГКНИИ ВВС им. В.П.Чкалова.
7 августа 1986 года был зачислен в группу космонавтов 4-го научно-испытательного управления ГКНИИ ВВС им.В.П.Чкалова. Одновременно с космической подготовкой занимался испытательной работой.
За период испытательной деятельности провел ряд сложных работ по Государственным испытаниям самолетов Ту-22М, Су-24М, А-50, Ту-95МС. Провел Государственные испытания специальных модификаций самолетов Ту-22. Ил-76 (ДРЛО), Як-28, АН-124 «Руслан», Ан-225 «Мрiя». В мае 1990 года вместе с С.А.Горбиком выполнил первый коммерческий рейс на Ан-225 «Мрiя», доставив трактор Т-800, вес которого превышал 100 т, из Челябинска в Якутию.
Выполнил испытания самолета Су-24М на отказ двигателя при взлете, Ту-95МС на отказ двигателя в полете. Испытывал системы дозаправки в полете самолетов Ту-22М, Су-24М и Ту-95. Во время одного из полетов на Су-25 при полном вооружении разрушился двигатель, во время другого полета на Ту-22 двигатель загорелся. Во время полетов случались отказы шасси, разрушалось остекление кабины, обрывался топливный шланг при дозаправке в воздухе, но во всех ситуациях ему удавалось посадить самолет.
28 ноября 1992 года приказом МО СССР №1111 уволен из Вооруженных Сил по сокращению штатов.
 
Космическая подготовка:
В 1978 году был отобран в группу летчиков-испытателей ГКНИИ ВВС им.В.П.Чкалова для проведения атмосферных испытаний МТКК «Буран». Прошел обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГ), получил положительное заключение Главной медицинской комиссии (ГМК) и на заседании Государственной межведомственной комиссии (ГМВК) 1 декабря 1978 года был утвержден в качестве члена группы летчиков-испытателей.
С января 1979 по ноябрь 1980 года проходил (методом сборов) общекосмическую подготовку в ЦПК им.Ю.А.Гагарина в качестве слушателя-космонавта. После окончания ОКП вернулся в ГКНИИ ВВС на испытательную работу. На заседании (МВКК) 12 февраля 1982 года ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».
 
В рамках программы «Буран» отрабатывал практические навыки и методы бездвигательной посадки (на малой тяге) по крутой глиссаде, систему автоматического управления посадкой сначала на стендах и тренажерах, а позже на самолетах-лабораториях Ту-22М, ТУ-154, МиГ-25 и МиГ-31. Испытывал систему отображения информации на траектории спуска «Адонис».
 
7 августа 1987 года приказом Министерства обороны СССР (МО) зачислен в образованную в 4-м Научно-испытательном управлении Чкаловского филиала ГКНИИ ВВС (в поселке Чкаловский Московской области) группу космонавтов-испытателей и назначен ее командиром. Проходил подготовку по программе испытаний специального экземпляра корабля «Буран» для горизонтально-летных испытаний ОК-ГЛИ (самолет-аналог БТС-02), осуществлял её военно-научное сопровождение.
Выполнил 6 полетов на самолете-аналоге БТС-02.
  1. 1987.10.22 - 15-й полет БТС-02 (командир корабля).
  2. 1988.01.24 - 17-й полет БТС-02 (командир корабля).
  3. 1988.02.23 - 18-й полет БТС-02 (командир корабля).
  4. 1988.03.12 - 20-й полет БТС-02 (второй пилот).
  5. 1988.03.23 - 21-й полет БТС-02 (второй пилот).
  6. 1988.03.28 - 22-й полет БТС-02 (второй пилот).
 
С ноября 1990 по март 1992 года проходил подготовку в составе группы (вместе с А.С.Бородаем и Л.К. Каденюком) к полету на КК «Союз ТМ-спасатель» в качестве командира экипажа. Проводились испытания андрогинно-периферийного узла по программе стыковки с МТКК «Буран». Успешно сдал все экзамены, но программа была закрыта.
 
28 ноября 1992 года приказом МО СССР №1111 отчислен из группы космонавтов ГКНИИ ВВС и уволен из Вооруженных Сил по сокращению штатов.
 
Воинское звание:
Лейтенант (1963.10.25).
Старший лейтенант (1966.02.07).
Капитан (1968.04.20).
Майор (1971.06.24).
Подполковник (1974.08.02).
Полковник (1978.10.31), с 28 ноября 1992 года - в запасе.
 
Классность:
Общий налет составляет более 5 500 часов.
Военный летчик 1-го класса.
Летчик-испытатель 3-го класса (с 1969 года).
Летчик-испытатель 1-го класса (с 1975 года).
Инструктор парашютно-десантной подготовки (ПДП) ВВС.
 
Почетные звания:
Заслуженный летчик-испытатель СССР (1982).
 
Награды:
Награжден орденом Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени (1990, за работу по программе «Буран») и 9-ю медалями.
 
Семейное положение
Отец - Бачурин Иван Петрович, 1910 - 1941, рабочий Харьковского тракторного завода, погиб под Сталинградом.
Мать - Бачурина (Пикалова) Евдокия Андреевна, 1911 г.р., крестьянка.
Жена - Бачурина (Мелихова) Нина Михайловна, 1947 г.р., учитель музыки.
Сын - Бачурин Дмитрий Иванович, 1972 г.р., окончил Лесотехнический институт.
Дочь - Бачурина Юлия Ивановна, 1976 г.р.
 
Увлечения
Увлекался горными лыжами, шахматами, путешествиями, парашютным спортом.
 

Назад

Группа ГКНИИ ВВС

Энциклопедия