Антон Николаевич Шкáплеров

Нажать для увеличения
другие фотографии

Anton Nikolayevich Shkaplerov

Порядковый номер - 524 (111)

Количество полетов -
Продолжительность полетов: .

Число выходов в открытый космос -
Суммарная продолжительность выходов - .

Статус - Летчик-космонавт РФ, отряд ФГБУ ЦПК

Дата и место рождения:
Родился 20 февраля 1972 года в городе Севастополь Крымской области, Украинская ССР (Автономная Республика Крым, Украина).
 
Образование:
В 1989 году окончил среднюю школу №30.
В 1989 по 1992 год учился в Черниговском Высшем военном авиационном училище летчиков (ВВАУЛ). Подал заявление остаться в Российской Армии и был переведён в Качинское ВВАУЛ.
В 1994 году окончил с отличием Качинское Высшее военное авиационное училище летчиков (ВВАУЛ) по специальности «Командная тактическая авиация» с присвоением квалификации «Летчик-инженер».
В 1997 году окончил Военно-воздушную инженерную академию им.Жуковского, факультет «Летательные аппараты», по специальности «Исследование и испытание летательных аппаратов» с квалификацией «Летчик-инженер-исследователь» .
В 2006 году поступил в Российскую академию государственной службы при Президенте РФ, которую окончил в 2010 году с отличием по специальности «юриспруденция» с присвоением квалификации «юрист».
В 2014 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук в Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина.
 
Воинская служба:
С 1997 по 1998 год проходил службу в строевой части ВВС в Калужской области, в поселке Шайковка.
С 1998 по 2003 год служил старшим летчиком-инструктором пилотажной группы «Небесные Гусары» Центра показа авиационной техники (ЦПАТ) ВВС, затем командиром эскадрильи авиаполка ВВС в поселке Кубинка Московской области. Летал на самолетах Л-39 и МиГ-29.
Приказом министра обороны РФ в сентябре 2012 года уволен из Вооруженных сил в запас.
 
Воинское звание:
Гвардии майор ВВС.
Гвардии подполковник ВВС.
Полковник (2009.12.30, с сентября 2012 года - в запасе).
 
Должности и работа в ЦПК:
Заместитель командира отряда космонавтов по НИИР (до октября 2021 года).
С 1 февраля 2023 года работает заместителем начальника 1-го управления ЦПК им.Ю.А.Гагарина.
 
Космическая подготовка:
В 1995 году, во время обучения на 2-м курсе Военно-воздушной инженерной академии им.Жуковского, в течении двух недель проходил медкомиссию в рамках 12-го набора в отряд космонавтов ЦПК ВВС.
 
12 сентября 2002 года получил положительное заключение (допуск к специальным тренировкам) на заседании Главной Медицинской комиссии (ГМК). 29 мая 2003 года на заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов был зачислен в отряд космонавтов для прохождения общекосмической подготовки (ОКП).
 
С 16 июня 2003 года приступил к общекосмической подготовке (ОКП), которую завершил 28 июня 2005 года, сдав госэкзамены в ЦПК с оценкой «отлично». На заседании Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) 5 июля 2005 года ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».
 
В июле 2008 года появились сообщение о его назначении в дублирующий экипаж 22-й экспедиции на МКС (МКС-22, до июля 2008 года обозначалась как МКС-20В). Согласно планам экипаж основной экспедиции должен стартовать на корабле «Союз ТМА-17» в ноябре 2009 года. 21 сентября 2008 года это назначение было подтверждено в опубликованном пресс-службой Роскосмоса плане полётов на МКС.
 
В июле 2009 года появилась информация о его назначении в дублирующий экипаж 27-й экспедиции (МКС-27, старт на корабле «Союз ТМА-21» №231 31 марта 2011 года) и о возможности его назначения в основной экипаж 29-й экспедиции на МКС (МКС-29, старт на корабле «Союз ТМА» №232 30 сентября 2011 года). 7 октября 2009 года это назначение было подтверждено НАСА (пресс-релиз №09-233).
 
Приказами министра обороны и начальника ФГБУ ЦПК с 1 августа 2009 года был переведен из ликвидированного отряда РГНИИ ЦПК в отряд ФГБУ ЦПК. Является командиром группы отряда космонавтов ФГБУ ЦПК.
 
В ноябре 2009 года прошел клинико-физиологическое обследование и на заседании ГМК 19 ноября был признан годным к космическому полету.
 
19 декабря 2009 года Межведомственной комиссией утвержден в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз ТМА-17» и члена 22/23-й основных экипажей МКС.
Во время старта ТК «Союз ТМА-17» 20 декабря 2009 года был дублером командира корабля.

 
В период с 20 января по 2 февраля 2010 года в составе условного экипажа вместе с Анатолием Иванишиным и Дэниелом Бёрбанком участвовал в двухсуточных тренировках на умение выжить в безлюдной местности в случае аварийной посадки спускаемого аппарата. Тренировки проходили в подмосковном лесу.
 
На заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов и их назначению в составы пилотируемых кораблей и станций 26 апреля 2010 года был аттестован в качестве космонавта отряда ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина».
 
4 марта 2011 года в Центре подготовки космонавтов вместе с Анатолием Иванишиным и Даниэлом Бёрбанком сдал экзаменационную тренировку на тренажере ТДК-7СТ (тренажер корабля «Союза ТМА»). 5 марта 2011 года экипаж сдал предполетную экзаменационную тренировку на российском сегменте МКС. Комиссия Центра подготовки космонавтов оценила работу экипажа в ходе комплексной двухдневной тренировки на «отлично».
 
11 марта 2011 года Межведомственной комиссией в ЦПК имени Ю.А. Гагарина утвержден в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз ТМА-21». 4 апреля 2011 года на заседании Государственной комиссии на космодроме Байконур утвержден в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз ТМА-21».
Во время старта ТК «Союз ТМА-21» 4 апреля 2011 года был дублером командира корабля.
 
22 августа 2011 года на заседании Государственной медицинской комиссии (ГМК) в Центре подготовки космонавтов (ЦПК) имени Ю.А.Гагарина был признан годным к космическому полету в качестве командира основного экипажа корабля Союз ТМА-22.
 
1 сентября 2011 года в Центре подготовки космонавтов вместе с Анатолием Иванишиным и Даниэлом Бёрбанком сдал экзаменационную тренировку на российском сегменте МКС. 2 сентября 2011 года экипаж сдал предполетную экзаменационную тренировку на тренажере ТДК-7СТ (тренажер корабля «Союза ТМА»).
 
12 ноября 2011 года на заседании Государственной комиссии по проведению летных испытаний пилотируемых космических комплексов под председательством руководителя Федерального космического агентства Владимира Поповкина утвержден в качестве командира основного экипажа ТПК «Союз ТМА-22».
 
Первый полёт
Нажать для увеличения
Нажать для увеличения
Нажать для увеличения

Стартовал 14 ноября 2011 года в качестве командира корабля «Союз ТМА-22» и бортинженера 29/30-й основной экспедиции МКС вместе с Анатолием Иванишиным и Даниэлом Бёрбанком.
16 ноября 2011 года в 05:24:08 UTC (09:24:08 мск) корабль «Союз ТМА-22» в автоматическом режиме пристыковался к Международной космической станции (на стыковочный узел на модуле «Поиск»).

20 ноября 2011 года вместе с Анатолием Иванишиным подписал акт приема смены по российскому сегменту МКС от Сергея Волкова, командира корабля «Союз ТМА-02М».

Во время полета совершил один выход в открытый космос:
2012.02.16 - продолжительностью . Выход в космос начался в 14:31 UTC (18:31 мск). Во время выхода космонавты осуществили перенос грузовой стрелы ГСтМ-1 со стыковочного отсека «Пирс» и установку её на малом исследовательском модуле «Поиск», закрепили на модуле «Поиск» блок экспозиционных образцов по эксперименту «Выносливость» и в рамках космического эксперимента «Тест» взяли пробы с поверхности рабочего отсека служебного модуля «Звезда». В 20:46 UTC (17 февраля в 00:46 мск) космонавты возвратились на борт МКС.

27 апреля 2012 года в 08:18:19 UTC (12:18:19 мск) космический корабль «Союз ТМА-22» отстыковался от Международной космической станции и отправился в автономный полет. В 11:45:35,2 UTC (15:45:35,2 мск) спускаемый аппарат космического корабля «Союз ТМА-22» совершил успешную посадку в 88 км северо-восточнее города Аркалык (Казахстан).

Продолжительность полета космонавтов составила .


20 декабря 2012 года решением Межведомственной комиссии (МВК) назначен в основной экипаж экспедиции МКС-42/43 (командир ТК «Союз ТМА-15М» (планируемая дата старта - 30 ноября 2014 года) и МКС-43, бортинженер МКС-42) и в дублирующий экипаж МКС-40/41 (командир ТК и МКС-41, бортинженер МКС-40). Американская сторона определила остальных членов экипажа: Саманта Кристофоретти (ESA) и Терри Вёртц (NASA).
 
31 января - 1 февраля 2013 года вместе с Терри Вёртсом и инструктором ЦПК Сергеем Герасименко успешно прошел тренировку в подмосковном лесу по отработке действий после приземления в лесисто-болотистой местности зимой в течение 48 часов.
 
6 мая 2014 года начал прохождение комплексных тренировок в качестве командира дублирующего экипажа МКС-40/41 вместе с бортинженерами Самантой Кристофоретти и Терри Вёртсом. В этот день состоялась экзаменационная тренировка на тренажере корабля «Союза ТМА-М» с оценкой «отлично». 7 мая экипаж сдал зачетную тренировку на российском сегменте МКС с оценкой «4.5»
 
8 мая 2014 года на заседании Государственной межведомственной комиссии утвержден в составе дублирующего экипажа. 27 мая 2014 года на Байконуре на заседании Государственной комиссии по проведению летных испытаний пилотируемых космических комплексов утвержден в качестве командира дублирующего экипажа ТПК «Союз ТМА-13М».
 
28 мая 2014 года во время старта ТПК «Союз ТМА-13М» был дублером командира корабля.
 
На заседании Главной медицинской комиссии 16 октября 2014 года был допущен к полету.
 
30 октября 2014 года начал прохождение комплексных тренировок в качестве командира корабля вместе с бортинженерами Самантой Кристофоретти и Терри Вёртсом. В этот день состоялась экзаменационная тренировка на российском сегменте МКС. 31 октября экипаж сдал зачетную тренировку на тренажере ТПК «Союз ТМА-М». За обе тренировки экипаж оценку получил оценку «отлично».
 
06 ноября 2014 года был утвержден Межведомственной комиссией в качестве командира основного экипажа корабля «Союз ТМА-15М». 07 ноября 2014 года назначение было утверждено на заседании коллегии Федерального космического агентства.
 
22 ноября 2014 года на заседании Государственной комиссии на космодроме Байконур был утвержден в качестве командира основного экипажа ТПК «Союз ТМА-15М».
 
Второй полет

Стартовал 24 ноября (23 ноября UTC) 2014 года в качестве командира корабля «Союз ТМА-15М», члена 42-й и 43-й основных экспедиций МКС вместе с Самантой Кристофоретти и Терри Вёртсом. В тот же день, через 5 часов 46 минут после старта, корабль успешно пристыковался к малому исследовательскому модулю «Рассвет» российского сегмента МКС.

11 июня 2015 года в 10:20 UTC (13:20 мск) корабль отстыковался от станции. В 13:44:02 UTC (16:44:02 мск) спускаемый аппарат ТПК «Союз ТМА-15М» благополучно приземлился в заданном районе Казахстана.

Продолжительность полета космонавтов составила .

 
В октябре 2016 года в приложении Instagram появилось сообщение Антона Шкаплерова о том, что он начал подготовку к полету на корабле «Союз МС-09» в качестве командира экипажа вместо Александра Самокутяева.
 
В ноябре 2016 года вместе с Олегом Артемьевым, Сергеем Кудь-Сверчковым, Андреем Федяевым принял участие в в тренировках по действиям экипажей космических кораблей в случае нештатной посадки в гористой местности. Тренировки проходили в Туапсинском районе Краснодарского края.
 
Нажать для увеличения28 января 2017 года. В подмосковном лесу экипаж в составе Антона Шкаплерова, Джанетт Эппс и Александера Герста приступил к тренировкам по действиям после посадки в лесисто-болотистой местности зимой.
 
24 марта 2017 года на форуме журнала «Новости Космонавтики» появилось сообщение о том, что 15 марта Антон Шкаплеров сменил в экипаже корабля «Союз МС-07» Александра Скворцова, признанного временно не годным к тренировкам в составе экипажа на заседании ГКМ 14 марта 2017 года.
 
21 апреля 2017 года на заседании межведомственной комиссии (МВК) утвержден в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз МС-06» и основного экипажа корабля «Союз МС-07».
 
30 августа 2017 года вместе со Скоттом Тинглом и Шеннон Уолкер сдал комплексную зачетную тренировку на тренажере ТПК «Союз МС». 31 августа 2017 года экипаж сдал экзаменационную тренировку на тренажере российского сегмента МКС.
 
11 сентября 2017 года. На заседании государственной комиссии на космодроме Байконур утвержден командиром дублирующего экипажа корабля Союз МС-06».
 
13 сентября 2017 года во время старта ТПК «Союз МС-06» был дублером командира корабля.
 
8 ноября 2017 года по итогам заседания Главной медицинской комиссии был признан годным к космическому полёту по состоянию здоровья.
 
28 ноября 2017 года в Центре подготовки космонавтов им.Гагарина вместе со Скоттом Тинглом и Норисигэ Канаи сдал комплексную зачетную тренировку на тренажере ТПК «Союз». 29 ноября 2017 года экипаж сдал экзаменационную тренировку на российском сегменте МКС.
 
16 декабря 2017 года на заседании Государственной комиссии на космодроме Байконур был утвержден в качестве командира основного экипажа ТПК «Союз МС-07».
 
Третий полет

Стартовал 17 декабря 2017 года в 07:21:01.127 UTC (10:21:01.127 мск) в качестве командира корабля «Союз МС-07», бортинженера МКС-54 и командира МКС-55 вместе со Скоттом Тинглом и Норисигэ Канаи. 19 декабря в 08:39:03 UTC (11:39:03 мск) корабль успешно пристыковался к российскому сегменту МКС.

Во время полёта совершил один выход в открытый космос:
2018.02.02 - продолжительностью .
Люк шлюзового модуля «Пирс» был открыт в 15:34 UTC (18:34 мск). Во время выхода Александр Мисуркин (скафандр «Орлан-МКС» №4) и Антон Шкаплеров (скафандр «Орлан-МК» №6) демонтировали выводимое из эксплуатации приёмное устройство антенны на агрегатном отсеке СМ «Звезда» и установили на приборный блок остронаправленной антенны новый приёмный модуль широкополосной системы связи, позволяющей существенно увеличить пропускную способность и эффективность передачи телеметрической и целевой информации в режиме реального времени с помощью спутниковой системы «Луч». В 23:47 UTC (3 февраля 02:47 мск) выход был завершён.

27 февраля 2018 года принял командование станцией и экипажем МКС-55 от космонавта Александра Мисуркина.

1 июня 2018 года передал командование станцией астронавту Эндрю Фейстелу.

3 июня 2018 года в 09:16:30 UTC (12:16:30 мск) корабль отстыковался от станции. В 12:39:42 UTC (15:39:42 мск) спускаемый аппарат ТПК «Союз МС-07» благополучно приземлился в заданном районе Казахстана.

Продолжительность полета космонавтов составила .

 
29 мая 2020 года решением Межведомственной комиссии корпорации «Роскосмос» утвержден в качестве командира резервного экипажа корабля «Союз МС-17».
 
Нажать для увеличения26 июня 2020 года в составе условного экипажа вместе с Андреем Борисенко и Мухтаром Аймахановым принял участие в тренировке на воде по сценарию «длинной» тренировки.
 
Нажать для увеличения27 августа 2020 года в твиттере Антона Шкаплерова появилось сообщение о первой тренировке на тренажере ТПК «Союз МС» в полном составе экипажа, в который кроме него входят с Андрей Бабкин и Сергей Корсаков.
 
3 ноября 2020 года. Решением Межведомственной комиссии по отбору космонавтов утвержден в качестве командира дублирующего экипажа ТПК «Союз МС-18», и, соответственно, основного экипажа «Союз МС-19».
 
Нажать для увеличения20 марта 2021 года. В составе дублирующего экипажа ТПК «Союз МС-18» вместе с Олегом Артемьевым и Энн Макклейн успешно прошел экзаменационную комплексную тренировку (ЭКТ) на российском сегменте МКС.
 
Нажать для увеличения22 марта 2021 года. В составе дублирующего экипажа ТПК «Союз МС-18» вместе с Олегом Артемьевым и Энн Макклейн успешно прошел ЭКТ на тренажёре ТПК «Союз».
 
24 марта 2021 года на заседании Межведомственной комиссии в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина утвержден в составе дублирующего экипажа 65-й и 66-ой экспедиции на МКС.
 
Нажать для увеличения26 марта 2021 года. В составе дублирующего экипажа ТПК «Союз МС-18» на самолете Ту-134АК RF-65151 прибыл на космодром Байконур для прохождения завершающего этапа предстартовой подготовки.
 
9 апреля 2021 года был дублёром командира корабля «Союз МС-18».
 
Решением Межведомственной комиссии от 14 мая 2021 года был назначен командиром основного экипажа МКС-66. Остальными членами экипажа были назначены участники космического полёта Клим Шипенко - режиссер-постановщик, драматург и Юлия Пересильд - актриса театра и кино. 18 мая экипаж был утвержден генеральным директором «Роскосмоса».
27 июля 2021 года прошла тренировка командиров основного и дублирующего экипажей МКС-66 Антона Шкаплерова и Олега Артемьева по проведению ВКД. Комплексное занятие началось на российском сегменте МКС, где экипаж провел работы, выполняемые непосредственно перед выходом в открытый космос – консервацию всех систем станции и их подготовку к проведению ВКД. Циклограмма занятия продолжилась зачетной тренировкой на тренажере «Выход-2». Антон Шкаплеров и Олег Артемьев отрабатывали штатные и нештатные ситуации, которые могут возникнуть при шлюзовании или произойти с системой жизнеобеспечения скафандра. Тренировка на тренажере включала подготовку смежных отсеков РС МКС во избежание разгерметизации люков, подготовку организма к работе при пониженном абсолютном давлении в скафандре и проверку снаряжения на герметичность. Шлюзование и работа космонавтов в «Орланах» проводилась на тренировках по новой бортовой инструкции, которой предусмотрено, что к станции пристыкован модуль «Наука». Соответственно, часть работ была связана с отработкой определенных операций по закрытию люка нового многоцелевого модуля, стыковка которого со станцией запланирована на ближайшие дни. После выполнения всех операций на «Выходе-2» космонавты вернулись на тренажер РС МКС, где привели все системы станции в исходное состояние. Антон Шкаплеров и Олег Артемьев подтвердили свою высокую квалификацию в работе со скафандром и при выполнении операций шлюзования показали хороший уровень знания бортовой инструкции и ведения радиообмена. По результатам подготовки командиры основного и дублирующего экипажей МКС-66 допущены к работе в открытом космосе.
10 августа 2021 года состоялась тренировка на специализированном тренажере ручного управления спуском на базе центрифуги «ТС-18». Подготовка космонавта была оценена в 4,8 балла.
12 и 16 августа 2021 года экзаменационная сессия для командира экипажа МКС-66 Антона Шкаплерова и его дублера Олега Артемьева продолжилась испытаниями на специализированном тренажере «Телеоператор», предназначенном для подготовки космонавтов к реализации режима телеоператорного ручного управления (ТОРУ) причаливанием и стыковкой к узлам российского сегмента МКС беспилотных космических аппаратов: грузовых кораблей, модулей дооснащения и других на тот случай, если произойдет отказ систем автоматической стыковки и будет необходимо перейти на ручное управление процессами. Выведение нового модуля на околоземную орбиту и включение в состав российского сегмента МКС планировалось на ноябрь 2021 года. Тренировки на тренажере по ручному управлению стыковкой ГК «Прогресс МС» «ТОРУ ГТК» и тренажере по ручному управлению стыковкой ГК «Прогресс МС» с модулем «ТОРУ ТГКМ», в рамках планируемой стыковки «Прогресса М–УМ» с узловым модулем «Причал» были оценены комиссией в 5 и 4,8 балла, соответственно.
20 августа 2021 года командир основного экипажа МКС-66 Антон Шкаплеров и его дублер Олег Артемьев сдали экзамен по ручному причаливанию и перестыковке корабля «Союз МС» на специализированном тренажере «Дон-Союз». В процессе экзаменационной тренировки космонавты выполняли по четыре режима, первый из которых - перестыковка с одного стыковочного узла российского сегмента МКС на другой. Это штатный режим, который всегда реализуется вручную. В отличие от перестыковки причаливание подразумевает возникновение нештатных ситуаций, которые, к примеру, могут случиться в тот момент, когда космонавты выполнили облет станции, находятся напротив стыковочного узла и уже начинают причаливать. На экзамене необходимо распознать нештатную ситуацию и продемонстрировать комиссии алгоритм действий по выходу из нее. Сложности добавляет то, что один из режимов причаливания выполняется в тени. Экзаменационная сессия была характерна тем, что командиры экипажей выполняли задания в одиночку, т.к. бортинженеров у них нет. Навыки командира основного экипажа МКС-66 были оценены комиссией в 4,8 балла.
Участники космического полета начали готовиться к экспедиции на МКС за три месяца до старта, полтора из которых − вместе с командиром экипажа.
31 августа 2021 года решением Главной медицинской комиссии (ГМК) вместе с другими членами экипажа МКС-66 был признан годным к космическому полету по состоянию здоровья.
8 сентября 2021 года основной экипаж МКС-66 приступил к экзаменационным комплексным тренировкам. В этот день они успешно выполнили задания на тренажере российского сегмента Международной космической станции. В ходе тренировки их экипаж столкнулся с целым рядом нештатных ситуаций: отсутствие связи между российским и американским сегментами МКС, проблемы при включении системы кислородообеспечения «Электрон», неисправность ассенизационно-санитарного устройства, ложное срабатывание датчика дыма. Кроме того, в соответствии с перечнем заданий в экзаменационном билете, инструкторы ЦПК ввели для основного экипажа МКС-66 аварийную ситуацию – разгерметизацию на российском сегменте станции. Участники экзаменационной тренировки выполнили все задания на отлично. 9 сентября 2021 года основной экипаж завершил комплексную тренировку. В заключительный день экзаменационных комплексных тренировок основной экипаж МКС-66 на тренажере корабля «Союз» сначала столкнулся с отказом блока акустики, затем с ложным срабатыванием сигнализатора давления; на причаливании к станции из-за сбоя бортовой вычислительной системы командиру пришлось перейти на ручное управление кораблем. На расстыковке в спускаемом аппарате произошел пожар. Когда выяснилось, что ликвидировать его не получится, командир экипажа принял решение осуществить срочный спуск. Затем обнаружилось, что не открылся клапан, который обеспечивает подачу кислорода в скафандры. Серьезные проблемы произошли и в процессе спуска на Землю. По итогам второго дня комплексной тренировки дублирующий экипаж ТПК «Союз МС-19» получил оценку 4,5.
16 сентября 2021 года состоялось заседание Межведомственной комиссии, по заключению которой основной экипаж МКС-66 в составе: командира пилотируемого корабля «Союз МС», бортинженера МКС Антона Шкаплерова, космонавта Роскосмоса, и участников космического полета МКС Клима Шипенко и Юлии Пересильд к выполнению космического полета на ТПК «Союз МС-19» и на российском сегменте МКС подготовлен и рекомендован к началу подготовки на космодроме Байконур.
18 сентября 2021 года экипаж прибыл на Байконур, 10 сентября провели первую «примерку» корабля «Союз МС-19» и далее продолжили тренировки по подготовке к полету.
4 октября 2021 года Государственная комиссия по проведению лётных испытаний пилотируемых космических комплексов утвердила основной экипаж в составе командира корабля Антона Шкаплерова, участника космического полёта Клима Шипенко и участника космического полета Юлии Пересильд.
 
Четвертый полет

Стартовал 5 октября 2021 года в 08:55:02.442 UTC (11:55:02.442 мск) в качестве командира корабля «Союз МС-19» вместе с участниками космического полета Климом Шипенко и Юлией Пересильд. В 12:22 UTC (15:22 мск) корабль успешно пристыковался к российскому сегменту МКС.

6 ноября 2021 года принял командование станцией от астронавта Тома Песке. 29 марта 2022 года передал командование станцией астронавту Томасу Маршбёрну.

Во время полёта выполнил один выход в открытый космос:

2022.01.19 - продолжительностью .
Выходной люк МИМ «Поиск» был открыт в 12:18 UTC (15:18 мск). Во время выхода ВКД-51 космонавты Антон Шкаплеров (скафандр «Орлан-МКС» №5 с красными полосками, EV1) и Петр Дубров (скафандр «Орлан-МКС» №4 с синими полосками, EV2) установили и подключили антенны пассивной системы сближения «Курс-П» на внешней поверхности нового российского модуля, перенесли телекамеру и проложили телевизионный кабель между модулями «Причал» и «Наука», а также смонтировали мишени для стыковки кораблей. Закрытие выходного люка проведено в 19:29 UTC (22:29 мск).

30 марта 2022 года в 07:21:03 UTC (10:21:03 мск) ТПК «Союз МС-19» с коcмонавтами Антоном Шкаплеровым, Петром Дубровым и астронавтом Марком Ванде Хайем отстыковался от МИМ «Рассвет» российского сегмента МКС. В 11:28:04 UTC (14:28:04 мск) спускаемый аппарат корабля совершил посадку в расчётном районе на территории Казахстана.

Продолжительность полета составила

 
1 февраля 2023 года выбыл из отряда космонавтов Госкорпорации «Роскосмос» по собственному желанию.
 
Классность:
Космонавт 1-го класса (приказ директора Госкорпорации «Роскосмос», опубликован 14.08.2018).
Космонавт-испытатель 2-го класса.
Военный летчик-инструктор 2-го класса.
Общий налет к моменту зачисления в отряд более 500 часов. Освоил самолеты Як-52, Л-39, МиГ-29.
Выполнил свыше 300 прыжков с парашютом, является инструктором парашютно-десантной службы.
Имеет квалификацию «офицер-водолаз».
 
Политическая деятельность:
В мае 2016 года принимал участие в праймериз партии «Единая России», выдвигался по территории субъекта (Севастополь) и занял 2-е место (33% голосов).
 
Общественная деятельность:
Ведущий подкаста «Космические истории» на «Первом канале» телевидения.
 
Почетные звания:
Герой Российской Федерации (2013).
Летчик-космонавт Российской Федерации (2013).
 
Награды:
Награжден медалью «Золотая звезда» Герой Российской Федерации (2013), орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (Указ Президента РФ от 29.05.2019 №240), орденом «За заслуги перед отечеством» IV степени (Указ Президента РФ от 26.01.2017), орденом Гагарина (Указ Президента РФ №567 от 31 июля 2023 года), медалями «За отличие в воинской службе» III, II и I степени, «За воинскую доблесть» II степени, «За службу в Военно-воздушных силах».
«Почетный гражданин города-героя Севастополя» (11.09.2012).
 
Семейное положение
Отец - Шкаплеров Николай Иванович, служил ст.мичманом на ПЛ ЧФ.
Мать - Шкаплерова Тамара Викторовна.
Сестра - Шкаплерова Елена Николаевна.
Жена - Шкаплерова (Лопаткова) Татьяна Петровна (род. 30.09.1971).
Дочери - Кристина (род. 27.08.1995) и Кира (род. 11.09.2006).
 
Увлечения
Теннис, футбол, бадминтон, гольф, рыбалка и путешествия.
 

Назад

Набор 2003 года

Энциклопедия