Первый набор космонавтов для полета на МКС
(2003 - 2006 год)

Информация о том, что Малайзия готовится провести набор космонавтов появилась 4 августа 2003 года, в преддверии визита в Куала-Лумпур президента РФ Владимира Путина, когда посол Малайзии в Москве Камаруддин бен Мустафа заявил, что в Малайзии «сейчас ведется активный отбор кандидатов для предполетной подготовки в России», и эта работа «близка к завершению». Это было не совсем точное заявление, до начала отбора оставалось еще больше 2,5 месяцев. Но внимание оно привлекло.
 
7 августа 2003 года Генеральный директор Национального космического агентства Малайзии (Agensi Angkasa Negara) Dr Mazlan Othman (Мазлан Отман) заявила, что при отборе первого малайзийского астронавта не будет иметь значение его профессия. «Он может быть академиком, обычным обывателем или военным. Любой может пройти соответствующие тренировки, но у кандидата должна быть минимальная квалификация», - завила она.
 
14 октября 2003 года на пресс-конференции в Малайзии было официально объявлено о начавшемся 13 октября отборе двух кандидатов в космонавтов, для которых успели придумать название - angkasawan, от малайского слова angkasa - космос (в качестве другого варианта предлагалось слово bolehnaut, происхождение которого не ясно). Министр обороны Малайзии Наджиб Разак (Najib Razak) который является одновременно председателем Национального космического проекта (National Space Project), объявил, что заявления могут присылать все желающие граждане страны, через сайт Малайзийского космического агентства, где им достаточно будет заполнить небольшую анкету. Будет отобрано два кандидата, один из которых и проведет 6 дней на борту МКС.
 
Одновременно впервые были названы основные требования к кандидатам. Они должны быть не моложе 21 года, иметь нормальный слух и зрение, и быть способным пройти 18-месячное обучение в ЦПК в России. Женщины имеют одинаковые шансы с мужчинами. Верхняя граница возраста не была определена. Крайним сроком подачи заявлений объявлялось 31 декабря 2003 года.
 
Генеральный директор Национального космического агентства Малайзии профессор Мазлан Отман отметила на той же пресс-конференции, что хотя участие в отборе открыто для всех желающих, те, кто знают русский язык или имеют степень доктора наук, будут иметь несомненное преимущество. Было объявлено также, что из числа всех подавших заявления будет сформирована группа (после собеседований) из 200 кандидатов. Требования к этим кандидатам предъявлялись уже достаточно жесткие. Они должны иметь лицензию пилота, научную степень, опыт работы по специальности в сфере науки и техники. Кроме того, кандидаты должны заниматься либо альпинизмом, либо подводным плаванием, и иметь соответствующую квалификацию.
 
Нужно отметить, что организован отбор был очень интересно. На сайте Малайзийского космического агентства в реальном масштабе времени можно было отслеживать динамику подачи заявлений. К моменту окончания приема 31 декабря 2003 года всего было подано 11 275 заявлений. Из них к рассмотрению было принято 3 527 заявлений (84% заявлений были от мужчин и 16% от женщин).
 
В соответствии с первоначальными планами, группу из 200 человек планировалось отобрать к маю 2004 года, после чего они должны были пройти всестороннее обследование у себя на родине, и из них предполагалось сформировать группу из 30 кандидатов. Следующий этап должен был проходить также в Малайзии, но уже при участии российских специалистов. Отобранная при их участии группа из 10 человек должна была пройти обследования в России, в ЦПК им. Ю.А.Гагарина. И, наконец, в конце 2004 года два финалиста набора должны были приступить к подготовке в ЦПК.
 
Таковы были планы, но реальность внесла коррективы. В первой половине 2005 года удалось только провести только самый первый, анкетный этап отбора, во время которого из числа подавших заявления исключались кандидаты младше 21 года, не имеющие высшего образования и т.п. Таким образом число претендентов было сокращено до 1994 человек. Теперь было необходимо приступать к медицинской части отбора. Но из-за нехватки в Малайзии собственных специалистов по проведению медико-биологических экспертиз это оказалось довольно сложным. На помощь вновь пришли российские медики. В конце марта 2005 года в Малайзию была направлена рабочая группа российских специалистов (в том числе сотрудников ИМБП) для содействия своим малайзийским коллегам в окончательном отборе кандидатов. А 13 июня 2005 года в Москву прибыли трое малайзийских ученых для прохождения курсов повышения квалификации в ведущих российских институтах. Они прошли специальные курсы подготовки по теме «космическая медицина», организованные медицинским факультетом МГУ им. М.В.Ломоносова и Институтом медико-биологических проблем Российской Академии Наук. В ходе теоретических занятий российские специалисты ознакомили малайзийских коллег с накопленным опытом в области космической медицины.

Продолжился отбор только в августе 2005 года, и до него были допущены 894 кандидата (по другим данным - 853 кандидата). По данным Малайзийского космического агентства, среди них было 146 женщин (16%) и 748 мужчин (84%). Интересен возрастной состав кандидатов: 656 человек (74) в возрасте от 21 до 30 лет, 218 человек (24%) в возрасте от 31 до 40 лет, 19 человек (2%) в возрасте от 41 до 50 лет, и лишь один человек старше 50 лет (отставной офицер Королевских ВВС Малайзии). 688 человек (77%) являются бакалаврами, 150 человек (17%) - магистрами, и 35 человек (4%) - докторами философии (PhD). Еще 21 человек (2%) являлись профессиональными летчиками.
В источниках, в которых число кандидатов составляет 853 человека, состав кандидатов несколько иной - 26 докторов философии, 135 магистров наук и 531 бакалавр. Еще 150 человек имели дипломы специалистов в различных отраслях. 598 кандидатов работали в частном секторе, 229 были госслужащими, и 25 были летчиками. Среди этих 853-х кандидатов было 85% мужчин и 15% женщин.

Вновь, как и при приеме заявлений, малайзийские специалисты подошли к вопросу весьма необычным образом. Вначале всем оставшимся кандидатам было разослано предложение принять участие в спортивном отборочном мероприятии - кроссе на 3,5 километра, названном организаторами «Бег на орбиту» (Run to Orbit) или «Забег космонавтов» (Angkasawan run).

По разным причинам в кроссе приняли участие не все 894 кандидата, а только 498 человек. Все согласившиеся принять участие в забеге были разбиты на 6 групп разной численности: от 14 до 276 человек. Распределение претендентов по группам происходило по территориальному принципу, так как Малайзия - большое государство и расположено на двух крупных островах. Поэтому забеги проводились в шести городах в разных концах страны.
 
Первая группа из 31 кандидата участвовала в забеге 28 августа 2005 года на полигоне базы Королевских ВВС Малайзии (Royal Malaysian Air Force Base – RMAF) Куантан (Kuantan) в султанате Паханг (Pahang). При этом старт забегу дал заместитель премьер-министра Najib Tun Razak (Наджиб Тун Разак). Успешно преодолели дистанцию только 12 человек:
  1. Abdul Sannan Khan Arshad Ahmad – пилот сингапурской авиакомпании.
  2. Ahmad Amiri Abu Bakar - специалист в области маркетинга, 26 лет.
  3. Hozay Hafiz – студент, 27 лет.
  4. Mohd Fairuz Md Jani – студент, 24 года.
  5. Khairil Anuar Abdul Majid – директор консалтинговой компании, 40 лет.
  6. Mejar Fajim Juffa Mohd Mustafa Kamal – летчик-истребитель ВВС Малайзии, 36 лет.
  7. Mohamad Idzwan Kamaruzaman - заместитель инженера-конструктора, 25 лет.
  8. Mohamad Wajedee Mohamed Sohaimi – инженер-практикант, 25 лет.
  9. Mohd Asghar Khan Goriman Khan – подполковник ВВС, 36 лет.
  10. Norazlan Shah Mahadi – главный инженер, 36 лет.
  11. Ong Siang Pheng – инженер-исследователь, 27 лет.
  12. Tan Boon Keat - научный сотрудник, 28 лет.
 
3 сентября 2005 года состоялся забег оставшихся 5 групп, проводившийся одновременно сразу в 5 городах в разных частях Малайзии:
 
На полигоне базы RMAF Баттеруорт (Butterworth) в губернаторстве Пенанг (Penang) из группы в 129 человек успешно (в установленное время) преодолели дистанцию только 28 человек, среди которых 4 из 5 принимавших участие в забеге летчиков-истребителей Королевских ВВС Малайзии.
 
На полигоне базы RMAF Субанг (Subang) в султанате Селангор (Selangor) в группе из 276 человек бежал самый пожилой кандидат, отставной офицер Королевских ВВС Мохамад Алви, но для прохождения дистанции ему понадобилось 23 минуты. Уложились же в квалификационное время 20 минут только 119 человек (среди них три женщины).
 
В городе Кучинг (Kuching) в губернаторстве Саравак (Sarawak) в забеге участвовали 14 человек, в 20-минутный лимит уложились 9 кандидатов.
 
В городе Келуанг (Kluang) в султанате Джохор (Johor) в забеге участвовали 27 человек, успешно преодолели дистанцию только 12 человек.
 
На полигоне Lok Kawi 5-й пехотной бригады (Fifth Infantry Brigade) возле города Кота-Кинабалу (Kota Kinabalu) в губернаторстве Сабах (Sabah) из 21 кандидата, принявших участие в забеге, пробежали дистанцию быстрее 20 минут и прошли на следующий этап 18 человек (среди них две женщины).

Таким образом, до следующего этапа отбора было допущено 198 человек. Все они очень разные. Хотя забег оказался более сложным для кандидатов женщин, среди успешно «вбежавших» в следующий этап малайзийских женщин были очень перспективные кандидаты, например 24-летняя биотехнолог Дэвина Дэвид или 36-летняя инженер по качеству С.Ванаджах. Из кандидатов-мужчин волей к победе отличаелся 36-летний летчик-истребитель Меджар Фаджим (Mejar Fajim). В ноябре 2004 года, после взлёта с авиабазы Каунтан (RMAF Kuantan) у его истребителя МиГ-29 отказал двигатель, и он начал падать. Уже на небольшой высоте ему удалось катапультироваться, но поисково-спасательная служба смогла добраться до него только через 33 часа, которые он провел в джунглях.

Все успешно преодолевшие этот первый этап отбора кандидаты были направлены для прохождения углубленного медицинского отбора в госпитале города Серданг (Serdang) и в Институте авиационной медицины (Institute of Aviation Medicine). По неизвестным причинам 5 кандидатов отказались от участия в отборе, и на обследования прибыли только 194 человека. В сентябре они проходили физиологические тесты и обследование у дантиста, а в ноябре начались психологические обследования. При прохождении с этапа на этап число кандидатов постоянно сокращалось, и к ноябрю 2005 года в списке оставалось лишь 59 человек.
 
Первоначально планировалось, что уже к декабрю будут определены четверо финалистов, которых отправят в Москву. Однако в очередной раз оказалось, что провести полноценный отбор сложнее, чем думается многим. К декабрю 2005 года удалось отобрать только 27 полуфиналистов, а окончательный выбор планировалось сделать уже в январе 2006 года.

10 января 2006 года министр по науке, технологии и инновациям Джамалудин Джарджис (Dr Jamaludin Jarjis) объявил, что финальная часть отбора кандидатов в астронавты начнется 16 января 2006 года. Эта часть отбора состояла из трех этапов:

Первый этап заключался в дополнительных медицинских обследованиях, таких как нагрузочные испытания, УЗИ брюшной полости и анализ работы лёгких. Помимо этого кандидаты прошли аэрофизиологические тесты, которые включали испытание в барокамере при подъеме на высоту (при пониженном давлении) и оценка переносимости перегрузки в новой центрифуге. Проводились эти обследования 16 - 21 января 2006 года в Институте авиационной медицины ВВС (RMAF Flight Medical Institute) в городе Сунгай-Беси (Sungai Besi) и в 95-й специальной клинике (Specialist Clinic 95) Госпиталя Вооруженных Сил (Armed Forces Hospital), расположенного в городе Джалан Паданг (Jalan Padang) в федеральной территории Куала-Лумпур (Kuala Lumpur). Успешно выдержали этот этап только 18 человек, при этом из 2 женщин на следующий этап прошла лишь одна.

Второй этап обследования проводился 23 - 24 января 2006 года на базе ВМС (Royal Malaysian Navy Base), расположенной в городе Лумут (Lumut) на острове Пангкор (Pangkor) штат Перак (Perak). Здесь кандидаты прошли тренировки на выживание на суше (при этом они должны были ночевать в джунглях) и на воде (суметь продержаться на воде в течении 30 минут). Во время этих испытаний была оценена психическая и физическая устойчивость кандидатов. Активное участие в обследовании кандидатов принял персонал различных учебных подразделений ВМС Малайзии. Успешно преодолели этот этап всего лишь 10 человек (среди них одна женщина).

Третий этап состоял в заключительном медицинском обследовании, во время которого было проведено в частности сканирование коры головного мозга и эндоскопия. Проходил этот этап 25 - 26 января 2006 года 96-м Госпитале Вооруженных Сил (96 Armed Forces Hospital) в городе Лумут (Lumut).

8 февраля 2006 года министр по науке, технологии и инновациям Джамалудин Джарджис (Dr Jamaludin Jarjis) объявил имена 8 финалистов, которые успешно прошли множество тестов и вышли на заключительный этап национального набора. Выбор финалистов был сделан специально сформированным техническим комитетом из 8 человек, в который входили руководители космической программы Малайзии, специалисты по аэрокосмической медицине, психиатры и специалисты по охране здоровья.

Окончательный выбор четырех кандидатов в астронавты, которым предстояло еще пройти заключительное медицинское обследование в Москве, был сделан 14 марта 2006 года. Официальное объявление огласил заместитель премьер-министра Малайзии Наджиб Тун Разак (Najib Tun Razak). Кандидатами в астронавты стали:

1. Sheikh Muszaphar Shukor
2. S. Vanajah A/P Siva Subramaniam (женщина)
3. Mohammed Faiz Bin Kamaludin
4. Faiz Bin Khaleed

29 апреля 2006 года четверо кандидатов прибыли в Москву, для прохождения заключительного этапа отбора. Однако в связи с тем, что возникли определенные сложности с подписанием контракта, на обследование они были отправлены лишь спустя несколько недель.

Контракт между Федеральным государственным предприятием (ФГУП) «Рособоронэкспорт» и Правительством Малайзии на полет на МКС первого малайзийского космонавта был подписан 19 мая 2006 года. С малайзийской стороны его подписал генеральный секретарь Министерства обороны Малайзии Тан Сри Субхан Джасмон. Тем самым было снято последние препятствие, мешавшее нормальному ходу обследования. Обследование проводилось в госпитале Института медико-биологических проблем (ИМБП), и все четверо кандидатов прошли его успешно. При этом российские врачи отметили высокий уровень проведенного в Малайзии отбора. 2 июня 2006 года кандидаты вернулись на родину.

8 августа 2006 года в Москве состоялось заседание Главной медицинской комиссии (ГМК), на которой рассматривались кандидатуры малайзийских кандидатов. Трое кандидатов получили допуск к спецтренировкам, а Мохаммеду Камалудину не повезло - врачи не пропустили его кандидатуру. Таким образом, правительству Малайзии пришлось выбирать только из трех кандидатов.

После почти месяца раздумий 4 сентября 2006 года премьер-министр Абдулла Ахмад Бадави (Abdullah Ahmad Badawi) объявил имена двух человек, которым предстоит пройти 14-месячную подготовку в ЦПК им.Ю.А.Гагарина, и один из которых будет участвовать в 13-й экспедиции посещения МКС в октябре 2007 года. Ими стали:

  1. Sheikh Muszaphar Shukor (Шейх Музафар Шукор)
  2. Faiz Bin Khaleed (Фаиз Бен Халид)

29 сентября 2006 года в Роскосмосе был подписан завершающий контракт, касающийся научной программы полета первого малайзийского космонавта на МКС на российском корабле «Союз». С российской стороны контракт подписал заместитель главы Роскосмоса Александр Медведчиков. Подписание научного контракта означает завершение оформления всего пакета «космических» контрактов между двумя странами, в связи с чем малайзийские космонавты выходят на заключительный этап подготовки в ЦПК им.Ю.А.Гагарина.

Окончательное решение о том, кто займет кресло космонавта, а кто станет дублером, было принято в процессе шестимесячной подготовки в подмосковном Звездном городке. И 10 октября 2007 года в 17 часов 22 минут 39 секунд московского времени Шейх Музафар Шукор отправился в космос на корабле «Союз ТМА-11» в качестве участника космического полета (члена 13-й экспедиции посещения МКС).

Назад

 

Энциклопедия