Программа пилотируемых полётов

В июне 2006 года премьер-министр Индии Манмохан Сингх предложил реализовать национальную программу пилотируемых космических полётов и попросил индийских специалистов рассмотреть возможность разработки такой программы.

17 октября 2006 года специалисты Индийской организации по исследованию космического пространства (Indian Space Research Organization - ISRO) представили премьер-министру доклад, в котором подтверждали возможность Индии к 2014 году подготовить и запустить пилотируемый космический корабль. Специалистами ISRO был представлен детально проработанный план подготовки и осуществления пилотируемой космической программы. Согласно предварительным расчетам, стоимость проекта составит от 2 до 3 млрд долларов.

7 ноября 2006 года более 80 индийских ученых, собравшихся по инициативе ISRO на конференцию в Бангалоре, единогласно согласились, что: «Настало время для Индии осуществить запуск собственного пилотируемого космического аппарата».

В том же месяце было опубликовано и придуманное специалистами по санскриту слово для обозначения индийских космонавтов. Их будут звать гаганавты, от слова «гаган», которое на санскрите означает «небо». При этом в санскрите есть другое понятие, которое ближе по смыслу к слову «космос» - «антарикшьятри». Но так как получавшееся в этом случае слово «антарикшонавт» было бы непросто выговорить даже индийцу, решили ограничиться первым вариантом.

В качестве первого реального шага на долгом пути отработки технологии пилотируемых полётов 10 января 2007 года из Космического центра им. Сатиша Дхавана был осуществлен запуск изготовленного в Индии первого возвращаемого космического аппарата SRE-1 (Space capsule Recovery Experiment) весом 550 кг. В виду значимости этого эксперимента для будущей пилотируемой программы этому полёту посвящен отдельный файл.

По существовавшим к осени 2008 года планам для запуска в 2014 - 2015 году пилотируемого корабля с экипажем из двух человек планировалось использовать ракету-носитель GSLV Mark II (Geosynchronous Satellite Launch Vehicle) со стартом из Космического центра на острове Шрихарикота (Sriharikota Space Center). В октябре 2008 года появились сообщения о том, что для осуществления пилотируемых полётов на космодроме будет построен специальный стартовый комплекс.

20 февраля 2009 года Комиссия по планированию бюджета Индии одобрила план Индийского космического агентства по запуску астронавтов в космос к 2015 году. При этом стоимость проекта оценена в 2,4 миллиарда долларов.

Нажать для увеличенияВ феврале 2009 года на сайте SPACE.com было опубликовано изображение проектируемого трехместного корабля. Согласно статье, вес корабля составляет около 3 тонн, длительность автономного полёта с экипажем из двух человек составляет 7 суток. Обращает на себя внимание отсутствие в составе корабля бытового отсека (БО), что означает размещение всех систем корабля (в том числе СОЖ) в спускаемом аппарате (СА).

В перспективе Индия рассматривает возможность осуществления пилотируемой лунной миссии к 2020 году и миссии на Марс к 2030 году. По другим сообщениям, первый космонавт из Индии сможет высадиться на Луне в 2025 году. Об этом заявил представитель Индийской организации космических исследований Шантан Дэкор в начале марта 2009 года.

В марте 2009 года появилось сообщение, что специалисты одной из военных научно-исследовательских лабораторий пищи уже приступили к созданию космического набора карри для индийского астронавта. Вероятно, образцы «космической пищи» должны были быть опробованы во время планируемого на 2013 год полёта индийского астронавта на российском корабле «Союз ТМА» (о планах совместных полётов см. в соответствующем разделе).

Источник - ISRO2 мая 2009 года газета The Hindu опубликовала сообщение, что макет (эргономическая модель - Ergonomic model) создаваемого космического корабля изготовлен в Бангалоре и в конце апреля был доставлен в Космический центр имени Викрама Сарабхаи (Vikram Sarabhai Space Centre - VSSC) в городе Тируванантхапурам (Thiruvananthapuram), штат Керала. Макет предназначен для тренировок астронавтов и персонала центра.

23 декабря 2009 года начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов сообщил, что Индия обратилась к России с просьбой предоставить технологии для создания пилотируемых космических кораблей и отправить индийского космонавта на орбиту. Одним из этапов в становлении индийской пилотируемой космонавтики является использование опыта создания и эксплуатации корабля «Союз». Индийский корабль будет скорее всего строиться по похожей технической схеме, однако не будет точной копией «Союза», поскольку имеющиеся у Индии ракеты-носители пока не в состоянии вывести на орбиту такие тяжёлые корабли, как «Союз». Переговоры по этому вопросу находятся на самом начальном этапе. Александр Краснов напомнил, что ранее Россия участвовала в создании ракеты-носителя для Индии, а теперь индийская сторона предложила сотрудничество по пилотируемой программе до 2020 года.

11 января 2010 года заместитель руководителя Роскосмоса Виталий Давыдов заявил агентству «Интерфакс», что от индийской стороны поступило предложение выкупить пилотируемый корабль «Союз», и этот вопрос находится в стадии обсуждения. По оценке Роскосмоса такой полёт вполне реален на рубеже 2013 года. Учитывая сроки строительства кораблей индийская сторона должна окончательно подтвердить свое предложение в начале 2010 года, и если она этого не сделает, то полёт будет передвинут на более поздний срок, т.к. на дополнительный «Союз» есть и другие претенденты. При этом Давыдов подчеркнул, что индийская сторона должна будет оплатить все расходы по запуску, в том числе подготовку и полёт российского космонавта, который будет командиром экипажа. Интересно, что рассматриваемое предложение не включает полёт представителей Индии на МКС, а предполагает лишь автономную орбитальную миссию. Длительность полёта пока не определена, хотя Индия желает отправить своих космонавтов в космос на неделю.

27 января 2010 года глава Индийской организации космических исследований (ISRO) Кумарасвами Радхакришнан заявил журналистам, что Индия запустит первый пилотируемый космический корабль в 2016 году. В космос отправятся два астронавта, которые проведут на околоземной орбите 7 дней. По его словам, в течение ближайших четырёх лет ISRO спроектирует и разработает космический модуль для пилотируемой миссии, специалисты агентства ведут подготовку предполётной документации на строительство необходимой для реализации плана инфраструктуры, стоимость которой оценивается в 2,76 миллиарда долларов.

13 апреля 2010 года руководитель Индийской организации космических исследований доктор К. Радхакришнан (K. Radhakrishnan) заявил, что к 2017 году Индия отправит в космос двух космонавтов на борту космического корабля собственного производства. По его словам, летные испытания корабля в беспилотном варианте начнутся уже через четыре года (т.е. в 2014 году) одновременно с отработкой модифицированного варианта ракеты-носителя GSLV, с помощью которой и будет выполнен запуск.

13 июля 2010 года газета Times of India опубликовала интервью К. Радхакришнана, заявившего о том, что Индия планирует к 2013 году вывести на околоземную орбиту для испытаний непилотируемый космический корабль, на котором в будущем совершат полет два первых индийских космонавта. По его словам, работа над созданием корабля пройдет в несколько этапов: в ходе первого предстоит создать технологии конструкции обитаемой капсулы этого космического аппарата, который будет оснащен системами для обеспечения жизнедеятельности пилотов-космонавтов и их спасения в случае нештатных ситуаций. В рамках подготовки к пилотируемым полетам на главном индийском космодроме космического центра им. Сатиша Дхавана в Шрихарикоте будет построена третья пусковая площадка. Для запуска капсулы с космонавтами планируется использовать ракету-носитель GSLV Mk-2, отметил Радхакришнан. Стоимость проекта космического полета индийских космонавтов составит 10 млрд рупий (около 2 млрд дол). В настоящее время эта программа ожидает одобрения индийского правительства.

По сообщению журнала «Новости космонавтики» (№4, 2012) ISRO официально сообщила о решении перенести первую национальную пилотируемую миссию на 2020-е годы. У Индии нет финансовых и технических ресурсов для выполнения проекта в ранее называвшиеся сроки: задача оказалась сложнее, чем представлялось несколько лет назад. Индийцы намерены реализовать программу полностью самостоятельно, без иностранной поддержки, хотя ранее индийский пилотируемый корабль планировалось разрабатывать с помощью России. Рассматривался также вопрос о возможности привлечения к пилотируемому проекту зарубежных средств выведения, поскольку надежность самой мощной на сегодняшний момент индийской ракеты GSLV недостаточна, чтобы быть признанной годной для запуска пилотируемых объектов. Пока не ясно, какой носитель будет использоваться в пилотируемой программе. Ранее шла речь о GSLV Mk-2 и Mk-3, возможно дополнительное время позволит их довести до требуемого уровня надежности. ISRO считает абсолютно необходимым использовать в программе полностью отечественную инфраструктуру - ракету, корабль, космодром, наземные средства подготовки и сопровождения полета.

Нажать для увеличенияНажать для увеличения28 августа 2013 года. ISRO провела серию испытаний по моделированию посадки на воду полноразмерного командного модуля (спускаемого аппарата) создаваемого космического корабля. Во время испытаний модуль сбрасывался в бассейн с различной высоты, при этом записывались различные параметры, такие как скорость на конечном этапе приводнения. Во время следующей серии тестов планируется сбрасывание макета с вертолета.

Нажать для увеличения12 октября 2013 года. В рамках работ по программе пилотируемых космических полетов (Human Space Flight Program) ISRO приняла в эксплуатацию новый испытательный стенд, называемый «Комплекс моделирования параметров среды в кабине космического корабля» (Cabin Environment Simulation System - CESS). CESS будет использоваться для тестирования системы обеспечения жизнедеятельности экипажа создаваемого космического корабля на различных этапах полета.

Нажать для увеличенияCESS представляет собой горизонтально расположенную цилиндрическую камеру диаметром 1200 мм и длиной цилиндрической части 1200 мм, с торосферическими днищами, одно из которых является открывающейся крышкой. В этой термовакуумной камере можно создавать давление в диапазоне от 1,3 мбар до 1200 мбар, и обеспечивать нагрев внутри камеры до 100°С, при этом температура внешней оболочки камеры не поднимается выше 40°С. Внутри CESS на выдвижной тележке находится вспомогательная камера диаметром 300 мм и объемом 20 литров. Она рассчитана на рабочее давление до 3 бар и рабочую температуру от 10 до 80°С. Встроенные датчики позволяют измерять параметры испытываемых моделей в широком диапазоне давления, температуры и влажности.


Нажать для увеличения13 февраля 2014 года. Индийская компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) отправила конструктивный модуль отсека экипажа (Crew Module Structural Assembly) создаваемого пилотируемого корабля в Космический центр имени Викрама Сарабхаи (Vikram Sarabhai Space Centre) в штате Тиванантапурам (Thiruvananthapuram). В космическом центре модуль отсека экипажа будет оснащен системами управления, навигации и другими системами. ISRO планирует запустить тестовую капсулу в космос во время первого экспериментального суборбитального запуска новейшей индийской ракеты, - Geosynchronous Satellite Launch Vehicle Mark III. Более подробно о подготовке и проведении этого испытания - в соответствующем разделе.

ISRO пытается получить 2,5 миллиарда долларов от правительства в качестве финансирования программы космических полетов; представители агентства говорят, что астронавтов можно будет отправлять в космос через семь лет после того, как программа получит предварительное одобрение. Администрация премьер-министра Манмохана Сингха совсем недавно отклонила дорогостоящий проект, вместо этого выделив ISRO 36 миллионов долларов на развитие технологий для полетов человека в космос.

Индийская капсула для космонавтов, созданная HAL, сконструирована в расчете на недельную миссию, во время которой два или три астронавта будут находиться на околоземной орбите.

15 октября 2014 года в газете The Economic Times была приведены слова руководителя ISRO К.Радхакришнана, что изготовление тестовой капсулы (макета командного модуля) заняло всего полтора года и стоило 1,45 миллиарда индийских рупий (Rs 145 crore [крор - 10 млн индийских рупий]). При этом, по его словам, семь лет назад [то есть в 2007 году] общая стоимость затрат на создание собственного пилотируемого корабля и всей инфраструктуры оценивалась в 12,400 крор. В той же статье приводился список компаний, работающих над разными аспектами программы пилотируемых полетов. Так компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) изготавливает металлическую основу модуля, компания Valeth High Tech Composites, расположенная в городе Ченнай (Chennai) шт. Тамилнад, разрабатывает систему теплозащиты, а компания Suresafety India из Барода (Baroda) шт.Гуджарат, занимается разработкой космических скафандров. При этом компании вкладывают в работы часть своих средств, в дополнении к выделяемым ISRO. Так, в разработку скафандра компания Suresafety уже вложила около 5 - 6 миллионов рупий (Rs 50-60 lakh [lakh = сто тысяч рупий]) собственных средств. По сообщению газеты, если ноябрьский полет пройдет успешно, то первый пилотируемый полет может состояться через 4 - 5 лет [то есть в 2018 - 2019 годах], при условии выполнения 6 успешных запусков РН GSLV Mark III подряд.

12 ноября 2014 года во время передачи на канале NDTV, посвященной успешной миссии первого индийского марсианского зонда Mangalyaan, руководитель ISRO К.Радхакришнан сообщил, что пилотируемый полет индийского космического корабля состоится уже через несколько лет. Ключевым моментом будет испытание корабля, рассчитанного на экипаж из трех человек. По его словам ISRO провела обсуждение по поводу того как именно называть индийских астронавтов, но окончательное решение должны принять сами граждане Индии.

В мае-июне 2015 года Индийская организация космических исследований (ИСРО) и Федеральное космическое агентство (Роскосмос) подписали Меморандум о взаимопонимании в сфере мирного исследования и освоения космоса. Этот документ предполагает расширение кооперации в ключевых сферах: таких как средства выведения, спутниковая навигация, критические технологии для пилотируемых полётов. Таким образом, индийская сторона планирует сократить время и средства, необходимые для создания собственного пилотируемого корабля.

Нажать для увеличения5 июля 2018 года. В 01:30 UTC на космодроме Космического центра имени Сатиша Дхавана (Satish Dhawan Space Centre) на острове Шрихарикота (Sriharikota) проведено испытание системы аварийного спасения (Crew Escape System) кабины экипажа пилотируемого корабля со стартового стола (Pad Abort Test). В сообщении ISRO данное испытание было названо первым в серии квалификационных испытаний системы аварийного спасения.

15 августа 2018 года можно считать концом сомнений в серьезности намерений Индии стать полноценной космической державой. По словам премьер-министра Нарендра Моди на празднике по случаю празднования Дня независимости, правительство приняло решение, что «к 2022 году, когда исполнится 75 лет с момента обретения Индией независимости, или раньше, сын или дочь Индии направится в космос с триколором в руках». В этом же выступлении было озвучено имя космического корабля и всей программы - Gaganyaan («Гаганьян» - от санскритского «гагана», что значит небеса), то есть «небесный корабль».
Комментируя заявление премьер-министра, глава Индийской организации космических исследований (ИСРО) доктор Кайласавадиву Сиван (Kailasavadivoo Sivan) добавил, что ИСРО готова отправить к 2022 году корабль с тремя членами экипажа на околоземную орбиту. По данным представителей ИСРО, первая индийская пилотируемая миссия будет готовиться в течение 40 месяцев. Сначала предстоит демонстрационная фаза, в ходе которой планируется произвести два запуска корабля в беспилотном режиме. Затем в космос отправится индийский экипаж. Предполагается, что первый национальный индийский экипаж из трех человек будет отправлен на низкую околоземную орбиту, на которой проработает пять-семь суток. В качестве ракеты-носителя планируется использовать самый мощный индийский носитель GSLV Mk III (Geosynchronous Satellite Launch Vehicle Mark III).

20 августа 2018 года в газете The Times of India появилось сообщение, что индийский центр подготовки астронавтов, планы создания которого разрабатывались с 2008 - 2009 годов, будет создан в принадлежащей ИСРО площадке в 8 - 10 километрах от международного аэропорта (Kempegowda International Airport) в Деванахалли, расположенного в 30 км от города Бангалор (Bengaluru). Центр, вероятно, получит название Центр разработки систем жизнеобеспечения и подготовки астронавтов (Astronaut Training and Biomedical Engineering Centre), а его площадь составит около 18 гектар. Центр будет создаваться в кооперации между ИСРО и Институтом авиационной медицины (Institute of Aviation Medicine) индийских ВВС. Но, несмотря на эти планы, глава ИСРО доктор Кайласавадиву Сиван уточнил, что первые виоманавты (или гаганавты) пройдут подготовку в России или США, так как Центр создается на дальнюю перспективу, и провести в нем подготовку к намеченному на 2022 год полету не удастся.
В той же статье отмечено, что текущей задачей Института авиационной медицины является выбор кандидатов в первый отряд космонавтов. В институте уже подготовлены несколько тренажеров. По словам представителя института, процесс выбора кандидатов может занять от шести месяцев до года.

28 августа 2018 года глава ИСРО доктор Кайласавадиву Сиван сообщил, что будущий космический корабль будет состоять из служебного и командного модулей. Посадку командного модуля предполагается осуществлять в воды Аравийского моря вблизи побережья штата Гуджарат (Gujarat). Полет будет продолжаться около недели и проходить на высоте 300 - 400 км. Кроме того, по словам доктора Кайласавадиву Сивана, уже закончена разработка скафандра, а первый беспилотный полет корабля «Гаганьян» должен состояться через 30 месяцев. Отбор кандидатов в астронавты будет проводится совместными усилиями Института авиационной медицины ВВС и Индийской организации космических исследований. Подготовка отобранных астронавтов займет 2 - 3 года.

29 августа 2018 года глава ИСРО доктор Кайласавадиву Сиван сообщил газете The Times of India, что ИСРО наметило провести первый пилотируемый полет в декабре 2021 года. Это даст некоторый запас времени на случай непредвиденных задержек, что позволит в любом случае выдержать заявленную премьер-министром дату полета - не позже 2022 года. По его словам, беспилотные корабли планируется запустить в декабре 2020 и в июне 2021 годов. В то же время, отвечая на вопрос о длительности полета и количестве членов экипажа, он сказал, что к настоящему времени окончательного решения не принято. И что хотя корабль будет трехместным, размер экипажа в первом полете будет определен ближе к старту. Так же, по его словам, хотя отбором астронавтов будет заниматься Институт авиационной медицины ВВС, принять участие в наборе сможет каждый.

30 августа 2018 года представитель госкорпорации «Роскосмос» сообщил агентству РИА «Новости», что корпорация готова помочь Индии в подготовке ее космонавтов для полета на орбиту, но пока такого обращения не было.

Нажать для увеличенияНажать для увеличения6 сентября 2018 года. На открывшейся в четверг 6-й выставке Bengaluru Space Expo специалисты ИСРО продемонстрировали прототип спасательного скафандра. Скафандр разрабатывался в течение двух лет в Космическом центре Викрама Сарабхая (Vikram Sarabhai Space Centre) в городе Тривандрум / Тируванантапурам (Thiruvananthapuram), штат Керала.

6 сентября 2018 года Руководители индийской ИСРО и французского центра космических исследований (CNES) подписали протокол о взаимопонимании (Memorandum of Understanding - MoU) по сотрудничеству в области пилотируемых полетов. Соглашение, помимо прочего, позволит индийской стороне получить доступ к оборудованию и специалистам Института космической медицины и физиологических исследований (Institut de Médecine et de Physiologie Spatiales - MEDES) в Тулузе (Toulouse) во Франции.

14 сентября 2018 года госкорпорация «Роскосмос» в ходе состоявшихся переговоров с делегацией Индии сделала предложение об участии российских специалистов в отборе и подготовке к космическому полету индийских космонавтов. Предложение включает помощь российских специалистов в проведении различных стадий отбора кандидатов на полет, а также прохождение ими курса подготовки в России и помощь в организации последующей подготовки индийских космонавтов в самой Индии.

23 сентября 2018 года. По сообщению издания ONEINDIA для запусков ракеты GSLV Mk-III по пилотируемой программе Индийская организация космических исследований планирует построить отдельный стартовый комплекс (третий по счету) на космодроме Шрихарикота (Sriharikota).

28 декабря 2018 года член кабинета министров, министр электроники и информационных технологий Рави Шанкар Прасад (Ravi Shankar Prasad) объявил на пресс-конференции, что Объединённый совет министров Индии одобрил выделение 10 тысяч крор (Rs 10,000 crore) т.е. 100 млрд. рупий, на реализацию программы пилотируемого полета, который должен состояться не позднее 2022 года. В этот же день глава ИСРО доктор К.Сиван (K.Sivan) сообщил, что работы по проектированию космического корабля будут закончены в январе 2019 года, после чего начнется его изготовление.

10 января 2019 года глава ИСРО доктор К.Сиван (K.Sivan) рассказал журналистам издания The Indian Express, что во время проведения набора кандидатуры женщин будут рассматриваться наравне с мужчинами, и, по его словам, в состав экипажа корабля «Гаганьян» возможно войдет астронавт-женщина. При этом он уточнил, что все участники отбора будут представлять индийские ВВС, сотрудники ИСРО и ученые до участия в этом отборе допущены не будут. Кроме того, отбор и обучение будут проходить параллельно. Будет отобрано около 10 кандидатов, и все они будут проходить обучение, как в Индии, так и за рубежом. Затем из них выберут двоих или троих самых лучших. При этом хотя первый пилотируемый полет намечен на декабрь 2021 года, решения о том, сколько человек войдут в экипаж, пока не принято. Возможно в первом полете в экипаже будет только один или два астронавта.

11 января 2019 года. Глава ИСРО доктор К.Сиван (K.Sivan) рассказал журналистам об открытии Центра пилотируемых полетов (Human Space Flight Center), который будет заниматься всеми аспектами подготовки и проведения пилотируемых полетов. Руководителем центра был назначен Анникришнан Наир (Unnikrishnan Nair).

Нажать для увеличенияНажать для увеличения30 января 2019 года. На территории штаб-квартиры ИСРО в Бенгалуру (Bengaluru) в присутствии действующего главы организации К.Сивана (K.Sivan) и бывшего главы ИРСО К.Кастурирангана (K.Kasturirangan) был тожественно открыт Центр пилотируемых полетов (Human Space Flight Center - HSFC). На торжественном мероприятии был представлен полноразмерный макет создаваемого космического корабля GAGANYAAN.

11 февраля 2019 года в газете The Times of India появилось сообщение, что Индийская организация космических исследований (ISRO) обратилась с просьбой к национальным военно-воздушным силам отобрать 10 кандидатов для первого индийского полета в космос по программе «Гаганьян». Таким образом, стартовал очередной, третий по счету, но первый по значимости набор индийских астронавтов.

13 июня 2019 года глава ИСРО доктор К.Сиван (K.Sivan) сообщил, что развитием программы «Гаганьян» будет небольшая космическая станция для проведения экспериментов в условиях микрогравитации. По словам главы ИСРО, предложение о создании космической станции будет направлено правительству только после выполнения первого пилотируемого полета в 2022 году. Кайласавадиву Сиван не уточнил стоимость предлагаемой индийской космической станции, но отметил, что её создание займет от пяти до семи лет. По существующим у ИРСО планам, одномодульная станция весом 20 тонн, на которой астронавты будут проводить по 15 - 20 суток, может быть выведена на орбиту между 2027 и 2029 годом.

25 марта 2020 года госминистр Джитендра Сингх, который курирует в индийском правительстве атомную и космическую отрасли, сообщил, что во время первого полета экипаж космического корабля «Гаганьян» проведет серию биологических и физических экспериментов. По его словам, из предложений от академических институтов были отобраны четыре биологических и два физических научных эксперимента, связанных с микрогравитацией. Он добавил, что индийские компании сотрудничают в деле разработки и производства для первого национального космического экипажа бортовой аптечки, системы мониторинга состояния здоровья астронавтов, оборудования для выживания в аварийных условиях, дозиметров, системы пожаротушения. Кроме того, индийские медики прошли трехнедельную подготовку по космической медицине при содействии Национального центра космических исследований (CNES) во Франции, сообщил госминистр.

26 июля 2021 года. ИСРО, которое изначально планировало запустить два корабля в беспилотном режиме до того, как национальный корабль доставит индийских астронавтов на орбиту, может выполнить более двух запусков без экипажа, что может увеличить период подготовки к пилотируемому полету. Об этом, как передало агентство ТАСС, глава ISRO Кайласавадиву Сиван сообщил в интервью газете Times of India. По его словам, на основании того, как будут работать системы корабля во время первого и второго полетов без экипажа, и оценки полученных данных, консультативный совет решит, нужно ли будет больше миссий, прежде чем будут отправлены астронавты. Ранее Сиван сообщил прессе, что первый беспилотный полет индийского корабля на орбиту, который планировался на конец 2021 года, вряд ли состоится до июня 2022 года, поскольку подготовительные работы задержала пандемия коронавирусной инфекции. Глава ИСРО также сообщил газете, что первые индийские астронавты могут провести на орбите меньше времени, чем это первоначально планировалось. Подготовка и разработка систем основана на том, чтобы астронавты оставались в космосе в течение недели, но в ходе первой миссии ее организаторы считают быть несколько осторожнее, при этом решение сколько времени проведут в космосе астронавты пока не принято.
Сиван рассказал, что ИСРО намерено использовать не менее 40 наземных станций слежения - и индийских, и в других странах - для наблюдения за полетом первых астронавтов, а также планируется задействовать два спутника. Он уточнил, что станции будут покрывать только 40% орбиты полета корабля, а остальные 60% будут отслеживаться двумя спутниками наблюдения, первый из которых будет готов к марту - апрелю 2022 года, а второй - к началу второго беспилотного полета.
Собеседник газеты также сообщил, что члены первого индийского космического корабля при возвращении на землю будут приводняться в акватории Аравийского моря или Бенгальского залива.
Как упоминается в сообщении ТАСС, в ноябре 2020 года глава ИСРО Кайласавадиву Сиван заявил, что из-за пандемии коронавирусной инфекции, остановившей в марте 2020 года большинство работ по проекту, отправка на орбиту миссии «Гаганьян» откладывается, и пока точные сроки первого индийского пилотируемого полета не объявлены.

10 августа 2022 года. На космодроме Шрихарикота проведено успешное испытание двигателя аварийного спасения на малых высотах (Low Altitude Escape Motor - LEM), являющегося частью системы аварийного спасения (Crew Escape System - CES) для корабля «Гаганьян».

27 октября 2022 года АО «Главкосмос» распространило сообщение о том, что в рамках контрактов Главкосмоса индийской стороне поставлены системы и оборудование для транспортного пилотируемого корабля «Гаганьян», а также индивидуальное снаряжение: скафандры, кресла и ложементы, произведенные российским АО «Научно-производственное предприятие «Звезда» для будущих индийских астронавтов.

28 октября 2022 года глава Центра пилотируемых полетов Индийской организации космических исследований Р.Умамахешваран сообщил на проходящем в Нью-Дели Индийском космическом конгрессе, что первый испытательный беспилотный полет корабля «Гаганьян» (миссия G1) запланирован на декабрь 2023 года. До этого полета планируется провести по меньшей мере 17 различных испытаний корабля, первое из которых должно состояться в феврале 2023 года.
По словам главы Центра пилотируемых полетов, к настоящему времени завершено проектирование обитаемого отсека корабля «Гаганьян» и началось его изготовление, которое продлится шесть месяцев. Также сформирован список кандидатов на участие в первом пилотируемом полете «Гаганьяна». В него вошли четыре пилота индийских ВВС, ранее прошедших подготовку на базе Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина и Института медико-биологических проблем РАН. Сейчас они продолжают готовиться к этой миссии в центре ИСРО в городе Бангалор.

21 декабря 2022 года госминистр Индии по науке и технологиям Джитендра Сингх сообщил в письменном сообщении депутатам нижней палаты парламента, что первый пилотируемый полет корабля «Гаганьян» запланирован на конец 2024 года. Перед пилотируемым полетом состоятся два полета кораблей в беспилотном режиме. Сингх указал, что первая беспилотная миссия G1 планируется на последний квартал 2023 года, за ней последует вторая беспилотная миссия G2, которая запланирована на второй квартал 2024 года.

7 февраля 2023 года. На испытательном полигоне обучения мерам выживания в аварийной обстановке на море (Water Survival Test Facility) индийских ВМС в городе Кочин (Kochi), штат Керала, начаты тренировки по поиску и спасению астронавтов из приводнившегося командного модуля корабля «Гаганьян». Во время испытаний использовался макет командного модуля (Crew Module Recovery Module - CMRM), имеющий такой же вес, центр тяжести, габаритные размеры и внешний вид реального модуля.

24 февраля 2023 года в Космический Центр Викрама Сарабхаи (Vikram Sarabhai Space Centre) доставлен натурный макет (Simulated Crew Module - SCM) командного модуля корабля «Гаганьян». Этот негерметичный макет имитирует форму, внешнюю линию формы и интерфейсы основных систем, таких как парашютные системы и пиротехники герметичного командного модуля, который будет использоваться во время испытательных и пилотируемых полетов. Макет изготовлен на предприятии Manjira Machine Builders Pvt Ltd. в городе Хайдарабад (Hyderabad).

17 октября 2023 года во время совещания премьер-министра Индии Нарендра Моди с представителями департамента космических исследований были подтверждены планы реализации пилотируемого полета корабля «Гаганьян» в 2025 году.

21 октября 2023 года на космодроме Космического центра имени Сатиша Дхавана (Satish Dhawan Space Centre) проведено первое успешное испытание системы аварийного спасения корабля «Гаганьян» во время выведения - Test Vehicle Abort Mission-1.

13 ноября 2023 года. По сообщению газеты The Indian Express, второй этап испытания системы аварийного спасения корабля «Гаганьян» во время выведения будет в начале 2024 года. По словам руководителя испытаний, второй этап тестов будет гораздо более точной имитацией финального участка выведения корабля на орбиту. Во время намеченного на март испытания отделение кабины экипажа от РН будет проводиться на скорости более 2М.

4 февраля 2024 года во время вручения главе ISRO Шридхару Паникеру Сомнатху премии фонда Adi Sankara Trust «за развитие передовых исследований» он сообщил, что первый полет корабля «Гаганьян» в пилотируемом режиме состоится в конце 2025 года.


 

Назад

Индия

Энциклопедия